
Интеллект Клуб
24.04.2004
Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм
Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №1, 2003.
Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.
Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при
недостатке информации.
Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming).
Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.
Цель метода
Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.
Суть метода
- Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
- Групповой процесс выдвижения идей.
- Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
- Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
- Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.
План действий
- Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
- Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
- Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
- Строго выполнять правила мозгового штурма.
- После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.
Правила проведения мозгового штурма
- Количество идей предпочтительнее качества.
- Критика идей на этапе генерации запрещена.
- В группе генерации идей не должно быть начальства.
- Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
- Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
- Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
- Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
- Идеи излагайте кратко.
- Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
- При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.
Этапы мозгового штурма
- Подготовка
- Назначение ведущего.
- Подбор участников для рабочих групп.
- Подбор фактического материала.
- Обучение и инструктаж участников.
- Обеспечение деятельности участников.
- Выдвижение идей
- Уточнение задачи.
- Генерация идей.
- Проработка и развитие наиболее ценных идей.
- Запись предложений.
- Редактирование списка идей.
- Оценка и отбор идей
- Уяснение проблемы.
- Определение критериев оценки.
- Классификация и оценка идей.
- Развитие идей на основе анализа.
Достоинства
- Легкость освоения и простота в обращении.
- Незначительные затраты времени на проведение.
- Универсальность метода.
- Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Недостатки
- Решение относительно простых задач.
- Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
- Нет гарантии нахождения сильных идей.
Источники информации:
- Дж. К. Джонс. Методы проектирования - М.: Мир, 1986.
- Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие для студентов втузов. - М.: Машиностроение, 1988.
* * *
До встречи.
Александр Барышников
Обратная связь Другие публикации
|