Центр Креативных Технологий

Клуб Бездельников. Решение задачи продвижения книжного интернет-магазина

Предыстория задачи

Аэропорт Толмачево гудел, наполняясь все новыми и новыми пассажирами. Плотный туман - большая редкость для Сибири - укрыл город густым одеялом. Рейсы были отложены на несколько часов. Возвращаться в город не было смысла, пассажиры принимали действительность как данность: без злобы, сетований и роптаний на судьбу. Председатель, Максим Круг, Артур Тучков и Николай Смыслов, как и все, томились от вынужденного безделья. Председатель был погружен в свои мысли, Артур был занят ноутбуком, Николай просматривал местную газету, Максим читал только что приобретенную книгу. Это была книга Ребекки Саундерс "Бизнес путь Amazon.com. Секреты самого успешного в мире сетевого бизнеса".

Как утверждал автор книги, основная заслуга в создании столь успешного бизнеса принадлежала основателю и исполнительному директору Amazon.com - Джефу Безосу. Он был первым в мире, кто всерьез занялся крупным сетевым бизнесом, и торговлей в Интернет. Максима поразили незаурядность личности, смелость идей Джефа Безоса и размер инвестиций, привлеченных им в развитие бизнеса. Он задумался о возможности повторения успеха Amazon.com и решил предложить своим друзьям найти идею решения этой проблемы, тем более что вылет самолета постоянно откладывали, и времени было предостаточно.

Протокол заседания № 3

10 июня 2006 г.
Новосибирск

Присутствовали: Председатель клуба, Смыслов Николай, Круг Максим, Тучков Артур.
Повестка дня: решение задачи о создании и продвижении книжного Интернет-магазина.

Стенограмма заседания Клуба

Председатель: Господа, начинаем очередное заседание Клуба. Мы продолжаем наши деловые игры по поиску новых идей в самых различных областях бизнеса и техники. Напомню, что нашей целью является не только интеллектуально развлечение, но обкатка и совершенствование Лингвистического Процессора. Сегодня мы рассмотрим проблему, связанную с развитием бизнеса в высококонкурентной или даже монополизированной среде. Задачу для решения предложил Максим после прочтения книги, описывающий самый успешный в мире сетевой бизнес. Прошу вас Максим, введите нас в курс проблемы, которую вы предлагаете для обсуждения и решения.

Круг Максим: Речь идет о книге Ребекки Саундерс "Бизнес путь Amazon.com". Все началось с создания Джефом Безосом книжного интернет-магазина, который впоследствии стал крупнейшим в мире. Теперь Amazon.com представляет собой гигантский интернет-супермаркет с самым широким ассортиментом. Стоимость этой корпорации сегодня оценивается внушительной суммой, однако, многочисленные попытки создания подобного бизнеса потерпели неудачу. Что касается русского Интернета, то самые успешные проекты в этой области нельзя считать даже слабой тенью Аmazon.com.

Технически и организационно создать такой магазин - дело не сложное. Основная проблема заключается в его рекламе, развитии и продвижении, что требует самых существенных инвестиций. При этом перспективы того, что удастся потеснить монополистов и получить приемлемую часть рынка, весьма сомнительны. Я предлагаю найти способ раскрутки книжного интернет-магазина без существенных на то затрат.

Тучков Артур: У Максима, как всегда, все просто. Хотел бы я посмотреть, как он решит задачу огромного числа единовременных обращений к серверу и управления движением обширной номенклатуры товаров. Здесь все просто только для дилетантов. Впрочем, как я понял, нам предлагается рассмотреть задачу продвижения книжного интернет-магазина.

Председатель: Именно так! Давайте рассмотрим задачу продвижения. Предлагаю Артуру включить ноутбук и подготовить Лингвистический Процессор и всем нам начать обсуждение. Прошу всех высказывать свои мнения.

Круг Максим: Для меня совершенно очевидно, что основная проблема заключается в сумме вложенных денег. Джеф Безос не побоялся вложить крупные суммы в рекламу своего бизнеса и - выиграл. Другие побоялись и - проиграли. Все решают смелость и деньги!

Председатель: Значит, деньги решают все?

Круг Максим: Именно так! Если конечно они имеются. Хорошо, уточню свою мысль. Я считаю, что для продвижения крупного бизнеса нужны либо большие деньги, либо сильные инновационные идеи, которыми всегда можно компенсировать крупные материальные затраты.

Председатель: С этим сложно не согласиться! Но мы исходим из того, что у нас значительных средств нет. Поэтому предлагаю более подробно рассмотреть детали проблемы, например, известные и наиболее распространенные средства продвижения интернет-проектов. Давайте начнем с Вас, Николай.

Смыслов Николай: В основном для продвижения интернет-проектов используют:

  1. Рекламу сайта на телевидении и в СМИ.
  2. Баннерную рекламу на крупных интернет-порталах.
  3. Контекстную рекламу в поисковиках.
  4. Непосредственную раскрутку сайта, которая может включать его продвижение в основных поисковых системах, а также различные партнерские программы, позволяющие людям зарабатывать на участии в нашем бизнесе.

Председатель: Вы можете что-либо добавить, Максим?

Круг Максим: Пока я не вижу существенных добавлений. Могу только заметить, что кроме рекламы на ТВ и в других крупных СМИ, ничего для решения нашей проблемы не подходит. Но как вы уже сказали, такой затратный путь нас не устраивает.

Председатель: Совершенно верно. Если обобщить ситуацию, то можно сказать, что для реализации требуемой функции в системе не хватает ресурсов. Этого вполне достаточно, чтобы провести начальный поиск в базе знаний Лингвистического Процессора.

Тучков Артур: В базе знаний ЛП для нашей ситуации с нехваткой ресурсов имеется рекомендация "использовать эффект цепных реакций".

Председатель: Действительно в подобных реакциях можно получить гигантское высвобождение энергии, дав только толчок для ее начала. Правда это в большей степени относится к техническим объектам. Артур, будьте так любезны и посмотрите, нет ли в базе знаний сведений об аналогах цепной реакции в бизнесе.

Тучков Артур: Это не сложно проверить. Достаточно немного изменить критерии поиска.

Такой аналог действительно есть! Это финансовая пирамида.

Смыслов Николай: Не хватало нам еще заняться строительством финансовых пирамид!

Председатель: Не спешите с выводами. Мы все знаем, чем заканчивают строители пирамид. Но для нас это всего лишь отправная точка решения. Вы же знаете, что сильная идея никогда не лежит на поверхности, всегда приходится распутывать сложный клубок противоречий. Так и в нашем случае - пирамида была бы хороша, если бы не имела печального конца. Таким образом, нам нужна пирамида выполняющая свои положительные функции и лишенная своих недостатков. Давайте сформулируем эти недостатки.

Смыслов Николай: По-моему, главные недостатки любой пирамиды очевидны, и их всего два. Если не возражаете, я их назову.

Председатель: Мы вас внимательно слушаем. А вы, Артур, будьте готовы внести дополнительные данные в программу.

Смыслов Николай: Во-первых, любые пирамиды себя давно дискредитировали, и это обстоятельство не позволят использовать ее с нужной эффективностью. А во-вторых, финал пирамиды всегда один - это ее крушение, конфликт с участниками пирамиды и как результат крах основанного на ней бизнеса.

Председатель: Итак, насколько я понимаю, недостатками являются два фактора - это "недоверие" и "неустойчивость процесса". Давайте подождем, надеюсь, теперь Артур нам сможет сообщить что-то новое.

Тучков Артур: Есть очень любопытная информация по устранению недоверия к пирамиде. Не стану ничего комментировать, а просто зачитаю пример из базы знаний.

Пример из базы знаний Лингвистического Процессора:

    "В одном из узбекских городов местные мошенники организовали следующий бизнес. Предлагалась выгодная и простая работа - изготавливать бусы из бисера, нанизывая его на нитку. Бисер продавался у них же, они же принимали и оплачивали готовые изделия. Далее бусы рассыпались, и бисер продавался снова все большему и большему числу желающих заработать. При этом оплата осуществлялась исключительно за счет разрастания пирамиды. Когда в эту деятельность были вовлечены практически все жители города, и рост пирамиды был исчерпан, мошенники скрылись с внесенными за бисер деньгами, заработав кругленькую сумму. Получилось, что они продали огромную партию никому не нужного бисера, причем по установленной ими очень высокой цене. Ведь размер предлагаемого заработка вполне оправдывал такие цены."

Круг Максим: А что, прекрасная идея для маскировки пирамиды! Остается ее приспособить к раскрутке книжного интернет-магазина, и это элементарно можно сделать.

Смыслов Николай: Не думаю, что в этом есть смысл. Ведь пирамида в нашем примере, как и следовало ожидать, рухнула. Так, что главный недостаток здесь не устранен.

Председатель: Давайте двигаться последовательно. Думаю, о проблеме устойчивости пирамиды следует поговорить отдельно. Мы вас слушаем, Максим.

Круг Максим: Друзья, изучайте Маркса! Нужно, как в примере с бисером, создать видимость прибавочной стоимости. Давайте, например, оплачивать работу по изготовлению электронных копий книг. Их легко присылать по электронной почте, а оплату производить с помощью существующих систем электронных платежей. Кстати, тогда можно и налоги не платить. При этом для упрощения работы и ускорения получения за нее денег, можно оплачивать копии постранично. Пусть это будет стоить, например, по 2 или 3 рубля за страницу. Согласитесь, довольно привлекательная цена, если учесть, что на сканирование одной страницы требуется менее минуты. Конечно, некоторые могут возразить, что для этого необходим сканер, и что он есть далеко не у всех. Но ради таких доходов, можно сканер и купить, тем более, что цены на простейшие модели достаточно низкие.

Тучков Артур: Да, не зря Максим изучал политэкономию! Кстати, можно заработать также и на рекламе сканеров на нашем сайте, ведь аудитория будет целевая на 100 процентов.

Председатель: Итак, предлагаю считать, что первый недостаток, связанный с недоверием к пирамиде мы устранили. Теперь настало время заняться вторым ее недостатком - неустойчивостью.

Смыслов Николай: После идеи Максима о покупке электронных копий у меня появились кое-какие соображения. Мне представляется, что обеспечить живучесть пирамиды теперь будет несложно.

Во-первых, мы честно назовем покупку электронных копий рекламной акцией, из чего будет понятно, что сроки ее конечны.

Во-вторых, интернет практически безграничен, поэтому сроки этой акции могут быть весьма продолжительными. Вполне можно рассчитывать, что наш интернет-магазин за это время приобретет достаточную известность.

В-третьих, книги - это не бисер. Поэтому претензии в связи с окончанием акции будут выглядеть неуместно.

Круг Максим: Браво, построить пирамиду без обмана! Или почти без обмана, ведь определенная доля лукавства здесь все-таки есть. Впрочем, лукавство имеется в любых рекламных акциях. Идея мне очень нравится! Думаю, для ее запуска вполне подойдут возможности интернет-рекламы, которые мы уже обсуждали. Такая реклама даст начальный толчок цепной реакции, и больших затрат не потребует. Да и на рекламе сканеров, как предлагает Артур, можно кое-что заработать.

Председатель: Итак, разрешите подвести итоги. Мы получили практическую схему раскрутки книжного интернет-магазина без существенных рекламных затрат. Предложенные решения устраняют выявленные нами противоречия, поэтому вполне пригодны для внесения в базу знаний Лингвистического Процессора. А может и не только для этого. На рассмотренном примере мы увидели, что развитие бизнеса в высококонкурентной или даже монополизированной среде при наличии хороших идей может быть не только малозатратным, но приносить доходы даже на этапе становления.

В заключение, хочу отметить, что чем сложнее и безвыходнее нам кажется проблема вначале, тем большее эстетическое удовлетворение приносит найденное решение.

Объявляю очередное заседание Клуба закрытым.


Все заседания Клуба

Л. Королева-Мунц, А. Барышников
В поискеи идей использованы:
Лингвистический процессор
Cистема IdeaFinder+