Центр Креативных Технологий

Структура бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3-5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения. Основные показатели первого года рекомендуется делать в помесячной разбивке, второго - в поквартальной и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

От техпромфинплана бизнес-план отличается тем, что показатели второго не столько точны количественно, сколько содержательны, жизненны, качественно обоснованы.

Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития. Ниже приведена примерная структура бизнес-плана для предприятия, создаваемого вновь.

Основные разделы бизнес-плана:

  1. Краткое описание (резюме).
  2. Бизнес и его стратегия.
  3. Рынок и маркетинговая стратегия.
  4. Производство и эксплуатация.
  5. Управление и процесс принятия решений.
  6. Юридический план.
  7. Финансы.
  8. Факторы риска.

Название разделов бизнес-плана условно, используется для концентрации внимания на его структуре и последовательности составления.

Время, которое занимает составления бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки работника. Специалисты считают, что на составление бизнес-плана затрачивается не менее 200 часов.

План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:

  • потенциальным инвесторам (банкирам);
  • сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче понимать свои задачи;
  • владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно проанализировать свои цели и возможности.

B. Бapинoв

Бизнес-планирование...