"Мозговая атака" |
|
Одним из методов творческого поиска принятия маркетинговых и стратегических решений, необходимых при создании бизнеса, выступает "мозговая атака". "Мозговая атака" (брейн-сторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормой, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Руководителем креативной группы при создании бизнеса должен быть сам предприниматель. Участники группы -- это люди, с которыми он собирается начать новый бизнес. Известно немало разновидностей схем "мозговой атаки". Ниже предлагается схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей производством по рекомендации Справочника для британских менеджеров. Данная схема включает ряд фаз: Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемовНапример: а) проблема - "как преуспеть на современном рынке?"; б) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы; в) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность предпринимателю оценить суть проблемы и сделать выводы о главных направлениях групповой работы. Формирование креативной группыНаибольший успех "мозговой атаки" будет обеспечен при соблюдении следующих условий:
Процедура "мозговой атаки"Здесь выделяются следующие этапы: Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: "Как преуспеть на современном рынке?" Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске. Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи. Вопросы: "Каким образом сокращаются издержки производства?", "Где кроются пружины конкурентоспособности?", "Какова политика руководства по вопросу заработной платы?" и т.д. ЗаключениеЗдесь может быть 2 варианта: Классический вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения "мозговой атаки". В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий. Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
При оценке идей полезно помнить следующие законы, выявленные в результате статистической обработки практической деятельности менеджеров. B. Бapинoв
|
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|