Центр Креативных Технологий

Случаи повышения цен

Нормальным условием для повышения цены является нарушение рыночного равновесия в сторону спроса. Фирма оценивает ситуацию, повышает цены своей продукции и соответственно получает больший объем прибыли. В то же время необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики такие ситуации встречаются крайне редко. Чаще всего фирме приходится повышать цену своей продукции в результате роста издержек, если они не вызывают соответствующего повышения производительности труда. Кроме того, фирмы часто повышают цены из-за ожидаемой активизации инфляционных процессов или изменений принципов государственной экономической политики.

В зависимости от внешних и внутренних условий развития фирмы, а также от характеристик и свойств выпускаемого товара фирма при повышении цены может получить дополнительную прибыль или, наоборот, понести значительные финансовые убытки. Повышение цен можно применять лишь в случае продажи товаров с соответствующей эластичностью спроса, когда незначительное изменение цены может привести к существенному увеличению прибыли.

Рассмотрим один из примеров. Пусть цена товара составляет 1000 руб., а спрос - 100 ед. в месяц, тогда выручка от продажи будет 100 000 руб. Если валовые издержки - 90 000 руб., то в этом случае валовая прибыль составляет 10 000 руб. Допустим, что фирма решает повысить цену на 1% - 1010 руб. и при этом потребители не заметят такого повышения и спрос сохранится на прежнем уровне. Тогда объем валовой выручки составит 101 000 руб., а валовая прибыль - 11 000 руб. Таким образом, прибыль фирмы в результате повышения цены увеличилась на 10%.

Однако чаще всего повышение цены сокращает объемы сбыта продукции фирмы (особенно при продаже товаров с высокоэластичным спросом) и может привести не к увеличению, а к уменьшению прибыли. Тем не менее в развитых странах широко применяются методы "ценового приспособления в пользу потребителя", хотя на самом деле фирма, предвидя рост цены своей продукции, гарантирует спрос и в итоге как бы застраховывает себя.

H. Шaш

Ценообразование...