Функция цены как инструмента рационального размещения производства |
|
Значение этой функции возрастает по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в различных отраслях народного хозяйства способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденция к вложению средств в основном в сферу торговли. Производство в нашей стране развивается крайне слабо и инвестируется очень незначительно. Это вызвано тем, что постоянно существует угроза инфляции, а производство связано с более длительным сроком окупаемости вложений. По этим причинам происходит обесценивание средств, вложенных в данную сферу. Функции цен связаны между собой и образуют единую систему, хотя их действие во многом взаимно перекрывается, чем объясняются трудности практического ценообразования. Цена - это многофакторная величина, которая зависит от затрат труда на производство конкретного товара (блага), от его полезных свойств, степени потребности в этом товаре (соотношение спроса и предложения), а также стоимости самих денег. Цена - это центральное звено рыночного механизма в обеспечении экономического равновесия. Состав и уровень цены зависят от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен (Цена производителя, оптовая цена, розничная цена). Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий. Вместе с тем в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов: себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), косвенные налоги. Таким образом, цена товара, которую определяет предприятие-изготовитель, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов или дотации. Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, различные отчисления во внебюджетные фонды и т.п. В отдельных случаях для уменьшения цены государство может выплачивать изготовителю или потребителю дотацию. Оптовые и розничные торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они идентичны отпускной цене предприятия-производителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль и косвенные налоги, предусмотренные законодательством. Однако в торговле используют множество различных цен, что обусловлено особенностями организации актов купли-продажи. Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике за счет влияния многих факторов. Эта система состоит из отдельных взаимозависимых блоков цен, таких как оптовые цены, тарифы транспорта и связи и др. Блоки цен в свою очередь состоят из более мелких блоков, или подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока - оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. Взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической основе - на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны. Однако это не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков. Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей в себя товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и другие составные части рыночной экономики. Цены классифицируют по различным критериям: сферам товарного обслуживания, способу отражения транспортных расходов, формам продаж, стадиям продажи, степени регулирования, степени устойчивости во времени. 1. По сферам товарного обслуживания выделяют:
2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:
3. По формам продаж выделяют:
Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:
4. По стадиям продажи выделяют:
5. По степени регулирования выделяют:
6. По степени устойчивости во времени выделяют:
H. Шaш
|
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|