Центр Креативных Технологий

Функция цены как инструмента рационального размещения производства

Значение этой функции возрастает по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в различных отраслях народного хозяйства способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

В России преобладает тенденция к вложению средств в основном в сферу торговли. Производство в нашей стране развивается крайне слабо и инвестируется очень незначительно. Это вызвано тем, что постоянно существует угроза инфляции, а производство связано с более длительным сроком окупаемости вложений. По этим причинам происходит обесценивание средств, вложенных в данную сферу.

Функции цен связаны между собой и образуют единую систему, хотя их действие во многом взаимно перекрывается, чем объясняются трудности практического ценообразования.

Цена - это многофакторная величина, которая зависит от затрат труда на производство конкретного товара (блага), от его полезных свойств, степени потребности в этом товаре (соотношение спроса и предложения), а также стоимости самих денег. Цена - это центральное звено рыночного механизма в обеспечении экономического равновесия.

Состав и уровень цены зависят от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен (Цена производителя, оптовая цена, розничная цена). Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущий. Вместе с тем в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов: себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), косвенные налоги. Таким образом, цена товара, которую определяет предприятие-изготовитель, состоит из себестоимости его производства, прибыли и косвенных налогов или дотации. Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, различные отчисления во внебюджетные фонды и т.п. В отдельных случаях для уменьшения цены государство может выплачивать изготовителю или потребителю дотацию.

Оптовые и розничные торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они идентичны отпускной цене предприятия-производителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль и косвенные налоги, предусмотренные законодательством.

Однако в торговле используют множество различных цен, что обусловлено особенностями организации актов купли-продажи. Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике за счет влияния многих факторов. Эта система состоит из отдельных взаимозависимых блоков цен, таких как оптовые цены, тарифы транспорта и связи и др.

Блоки цен в свою очередь состоят из более мелких блоков, или подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока - оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

Взаимозависимость цен, входящих в единую систему, определяется двумя важнейшими условиями: во-первых, все цены формируются на единой методологической основе - на законах стоимости, предложения и спроса; во-вторых, все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны. Однако это не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей в себя товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию и другие составные части рыночной экономики.

Цены классифицируют по различным критериям: сферам товарного обслуживания, способу отражения транспортных расходов, формам продаж, стадиям продажи, степени регулирования, степени устойчивости во времени.

1. По сферам товарного обслуживания выделяют:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
  • розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
  • закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
  • цены и тарифы услуг. Тарифы могут относиться к сфере оптовой (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) торговли.

2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:

  • цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель;
  • цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

3. По формам продаж выделяют:

  • контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем;
  • биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от места поставки;
  • цены ярмарок и выставок (часто льготные);
  • аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

  • с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями);
  • вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
  • с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер).

4. По стадиям продажи выделяют:

  • цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;
  • цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
  • цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.

5. По степени регулирования выделяют:

  • жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;
  • регулируемые цены, устанавливаемые государством, как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах;
  • свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.

6. По степени устойчивости во времени выделяют:

  • твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;
  • подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;
  • скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары, требующие длительного срока изготовления;
  • цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).

H. Шaш

Ценообразование...