Цены продукции производственно-технического назначения формируются как в соответствии с общими закономерностями, так и с учетом ряда особенностей, которые связаны:
- с характером продаваемых товаров;
- кругом участников рынка;
- наличием факторов, влияющих на продажи.
Характер продаваемых товаров на данном рынке крайне разнообразен, при этом важное значение заключается в их необходимости для осуществления технологических процессов при создании товаров или услуг, что определяет следующие особенности:
- спрос на рынке этой продукции носит производный характер, т.е. определяется конъюнктурой на рынках товаров, для изготовления которых используется производственно-техническая продукция;
- некоторые виды продукции используются длительное время, поэтому для покупателя важна не только величина цены, но и последующие затраты по использованию данной продукции, т.е. суммарные затраты на весь период эксплуатации;
- полезность продукции для потребителя обычно можно четко оценить количественно на основе параметров, фиксируемых в технической документации и поддающихся однозначной проверке.
С точки зрения особенностей ценообразования всю продукцию производственно-технического назначения можно разделить на две группы:
- товары, приобретаемые однократно. К этой категории относятся элементы основного капитала, т.е. машины, здания, сооружения, оборудование и т.п.;
- товары, приобретаемые многократно. Они состоят из трех основных групп:
- сырье, т.е. исходное или подвергшееся лишь первичной обработке природное вещество;
- материалы, т.е. продукция, используемая для изготовления более сложных комплексных видов товаров либо непосредственно, либо после дополнительной переработки (ткани, резинотехнические изделия и т.д.);
- комплектующие, т.е. продукция, входящая непосредственно в изделия (крепежные изделия).
С экономической точки зрения продукция производственно-технического назначения может использоваться:
- для непосредственного изготовления на ее основе конечной продукции;
- обеспечения условий производственной деятельности;
- формирования производственного (физического) капитала.
Затраты, связанные с использованием продукции первой категории (сырье и комплектующие), непосредственно входят в состав прямых переменных затрат, поэтому чувствительность фирм-покупателей к ценам на такую продукцию самая высокая. Любое повышение цены покупаемых фирмой ресурсов немедленно порождает рост удельных затрат на выпуск собственных изделий. Чувствительность покупателей к ценам машин и оборудования более низкая, так как затраты на их приобретение опосредованно входят (через амортизацию) в затраты на изготовление конечной продукции. Минимальной является чувствительность покупателей к ценам продукции производственно-технического назначения, используемой для обеспечения производственной деятельности.
Круг участников рынка определяется характером продаваемых на нем товаров, в который входят:
- фирмы - изготовители товаров;
- дилерские фирмы;
- государственные организации, приобретающие производственно-техническую продукцию для осуществления деятельности, связанной с созданием общественных благ или оценкой внешних эффектов.
Факторы, влияющие на продажу, определяются особенностями данного рынка, к ним относятся:
- особенности товара, определяемые функциональными параметрами, отражающими экономическую ценность для покупателей (производительность, мощность, содержание полезного вещества и т.п.);
- особенности фирмы, которые включают имидж торговой марки, т.е. устойчивое мнение покупателей о качестве, надежности или иных потребительских параметрах продукции; организацию послепродажного обслуживания и т.д.;
- особенности дилера, определяющиеся его способностью продвигать на рынке продукцию производственно-технического назначения.
При установлении цен продукции производственно-технического назначения в большей степени учитывается ее полезность, которую можно оценить через количественные параметры. В связи с этим наиболее целесообразным является использование метода параметрического ценообразования.
Параметрическое ценообразование представляет собой установление цен на параметрический ряд товаров с помощью формализованной модели зависимости цены от значения основных потребительских параметров этих изделий. В этом случае построение параметрических моделей ценообразования дает возможность более точно определить цену продукции производственно-технического назначения.
В рамках принятой ценовой стратегии используют различные модификации цен:
- модификация цен по географическому признаку;
- отпускная цена по месту изготовления товара;
- единая цена;
- зональные цены;
- цены фрахтового базиса;
- оплата фрахтовых издержек;
- модификация цен через систему скидок;
- зачеты;
- модификация цен для стимулирования сбыта;
- цены-приманки;
- премии (компенсации);
- цены специальных мероприятий;
- продажа в кредит;
- гарантийные условия и договоры о техническом обслуживании;
- ценовая дискриминация;
- модификация цен в зависимости от сегмента рынка;
- модификация цен в зависимости от форм продукта и его применения;
- модификация цен в зависимости от имиджа;
- модификация цен в зависимости от местоположения;
- модификация цен в зависимости от времени;
- ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту;
- ступени цен при особом оборудовании;
- ступени цен на необходимую продукцию в функциональных системах;
- включение в цену сопутствующих товаров и предложение пакета товаров.
H. Шaш
Ценообразование...
|
Обратная связь
Поиск по сайту
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов.
Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих
материалов должно согласовываться с авторами материалов.
© 1999-2024 www.inventech.ru
Москва
|