Предварительный отбор и грубая оценка идей нового продукта |
|
![]() |
|
![]() Основная цель этой процедуры - максимально сократить число выдвинутых идей, чтобы на последующем подэтапе детальной оценке подвергалось лишь ограниченное количество альтернатив. В данном случае при оценке идей особой точности не требуется, поэтому предпочтение здесь следует отдавать не математические расчетам, а здравому смыслу. Важность данного подэтапа очевидна: чем раньше будут выявлены и отклонены непродуктивные идеи, тем больше средств и ресурсов будет сэкономлено, так кал каждый последующий этап разработки нового продукта обходится дороже предыдущего. Для грубой оценки и предварительного отбора идей нового продукта рекомендуется использовать знания широкого круга различных специалистов из функциональных служб. Инженеры могут помочь отсеять технически слабые и неосуществимые идеи. Опытные специалисты по эксплуатации и ремонту изделий могут выявить идеи, являющиеся непрактичными с точки зрения потребителей. Советы экономистов могут помочь выявить идеи, не обеспечивающие получение прибыли и связанные с чрезмерным финансовым риском. На первом этапе грубой оценки выдвинутых идей специалисты пытаются ответить на следующие вопросы, связанные с концепцией нового продукта:
Те идеи новых продуктов, которые остались после предварительного отбора теперь могут быть оценены более тщательно на основе определенного набора критериев, в число которых входят: степень совместимости идеи с основным направлением деятельности компании и характером существующего производства, соответствие нового продукта потенциальному рынку, его пригодность для продажи и др. Ниже (табл.2) приведен образец типовой формы, используемой для грубой оценки идей нового продукта по каждому из этих критериев. Идеи оцениваются по 3-х балльной системе (хорошая - 3 балла, средняя - 3 балла, плохая - 1 балл). Для экспертной оценки соответствия идеи нового продукта каждому из критериев привлекается широкий круг специалистов, о которых шла речь выше. После оценки идеи нового продукта по каждому из приведенных критериев заполняется крайние правые графы таблицы (общее число баллов) и подсчитывается (по вертикали) суммарное число баллов. Максимально возможное число баллов - 108 (36 критериев по 3 балла). Если суммарное число баллов не достигает 76 (т.е. 70% от 108) идея нового продукта вряд ли заслуживает дальнейшего рассмотрения. Во всяком случае прежде, чем подвергать такую идею дальнейшему рассмотрению и более детальной оценке, необходимо еще раз проанализировать ее с точки зрения здравого смысла, соответствия целям компании и сложившейся ситуации. Естественно, что критерии, приведенные в табл. 2, не могут иметь одинаковую важность для всех предприятий. Можно учесть специфику предприятия с помощью коэффициентов, отражающих степень важности каждого критерия. Для этого сначала определяются те критерии, которые можно отнести к "наиболее важным" и "наименее важным". Затем принимается решение о том, какие критерии должны находиться между этими крайними значениями. Например, можно условиться, что наиболее важные критерии будут оцениваться 5-ю баллами, а наименее важные - 3-мя, тогда остальные критерии будут оцениваться 4-мя баллами К форме (табл. 2) справа от графы "Общее число баллов" добавляется два дополнительных столбца: первый "Степень важности критерия" и второй - "уточненное общее число баллов". После того как в графы первого дополнительного столбца заносятся коэффициенты, учитывающие важность критерия (соответственно 5,4 и 3), они умножаются на количество баллов приведенных в графах столбца "Общее число баллов". Результаты заносятся в графу "Уточненное число баллов" и затем суммируются по вертикали. При всей условности этого метода он может достаточно эффективно применяться для сопоставления нескольких идей новых продуктов.
А. Барышников, А. Кузьмин Разработка новых продуктов с учётом требований маркетинга...
|
![]() Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|