Типичные ошибки в договорах поставки |
|
Договоры поставки, особенно составленные на малых предприятиях, менеджеры которых не обладают достаточной правовой подготовкой, часто содержат многочисленные ошибки и неточности. Эти ошибки могут приводить к спорам между сторонами, значительным финансовым потерям или к признанию договора недействительным. Преамбула. В преамбуле часто встречаются неточности в наименовании должностных лиц, подписывающих договор, и документов, на основании которых эти лица действуют. Указывается, например, что договор от имени одной из сторон подписан генеральным директором. Однако должность называется по другому, или подписавший договор является заместителем генерального директора. Указывается: "в лице торгового менеджера, действующего на основании устава". Как правило, на основании устава действует руководитель - генеральный директор (директор, председатель правления). Следует проверить, действительно ли в уставе оговорено право данного лица заключать подобные сделки именно на основании устава. В противном случае надо потребовать предъявить документы, подтверждающие полномочия. Как правило, такие полномочия удостоверяются доверенностью. Если лицо, подписывающее договор, действует на основании доверенности, нужно прямо указать это в договоре, приведя номер доверенности и дату ее выдачи. Предмет договора. В этом разделе ошибки встречаются наиболее часто. Самая распространенная - предмет договора определяется без указания конкретного вида, сорта, количества и цены, например как "продукты питания". Если это рамочный договор, а конкретные условия поставки определяются какими-либо другими документами (чаще всего спецификациями), необходимо указать, что спецификации являются неотъемлемыми частями настоящего договора. Следует иметь в виду, что, если в договоре отсутствуют предмет и цена и определить их невозможно, договор может быть признан недействительным. Часто допускается ошибка: в одном пункте договора отмечено, что ассортимент и количество определяются в дополнении к договору, а в другом - что цена определяется в спецификации. Нередко на вопрос, об одном ли документе идет речь в этих пунктах, следует положительный ответ. Если это так, то во всем договоре он должен указываться под одним названием. Порядок расчетов. Довольно часто указывается, что продукция должна быть оплачена в течение, например, трех дней, но не уточняется, какие дни - календарные или банковские - имеются в виду. Когда в договоре отсутствует специальная оговорка о том, что речь идет о банковских днях, покупатель может попасть в очень неприятную ситуацию: ведь по умолчанию считается, что речь идет о календарных днях и, если срок платежа составляет два или три дня, а все два или три дня могут оказаться нерабочими для банка, у покупателя не будет возможности выполнить свои обязанности. В такой ситуации, если строго следовать букве договора, для покупателя наступает ответственность за невыполнение обязательств по договору. Порядок приемки продукции по количеству и качеству. Чаще всего при приемке продукции пользуются Инструкциями П-6 и П-7, утвержденными постановлением Госарбитража СССР. Но применение этих Инструкций возможно, если это специально указано в договоре. Кроме того, необходимо учесть, что некоторые вопросы эти Инструкции отдают на усмотрение сторон, поэтому их желательно особо оговорить в договоре. Прочие разделы. В договорах часто опускаются некоторые пункты, а то и целые разделы, так как составители считают их пустыми формальностями. Например, отсутствует раздел "форс-мажорные обстоятельства". Однако когда такие обстоятельства наступают, бывает довольно сложно определить порядок действий сторон. Поэтому данный раздел в договоре должен быть обязательно. В нем следует указать виды этих обстоятельств, какими документами должно подтверждаться их наступление, в течение какого срока сторона, для которой наступили форс-мажорные обстоятельства, должна уведомить об этом контрагента, а также действия сторон, если такие обстоятельства длятся более установленного здесь же срока (обычно трех или шести месяцев). Если в договоре установлен претенциозный порядок рассмотрения споров, надо установить для рассмотрения претензии минимальные сроки (одну-две недели). Следует обращать также внимание на точность указания реквизитов сторон, на недопустимость сокращений, не являющихся общепринятыми, на четкость оттиска печати (должна стоять печать самого предприятия, заключившего договор). Некоторые общие замечания и рекомендации. В документе не должно быть неточностей (например, в одном из договоров одно и то же лицо именовалось то продавцом, то поставщиком, то продавцом-поставщиком). Если качество продукции определяется ГОСТами, они должны быть названы, причем точно. Если в договоре указано, что качество определяется в спецификации, спецификация обязательно должна содержать эти требования. Каждый лист договора должен быть подписан, чтобы исключить подмену листов. Если по каким-либо условиям договора должна быть достигнута устная договоренность, а также в случаях возникновения разногласий можно, предупредив партнера, записывать переговоры (в том числе телефонные) на магнитофон. Не будет лишним включить в договор условие, в соответствии с которым записанные переговоры приравниваются к письменной форме и могут быть использованы в качестве доказательств в суде (арбитражном суде). В договоре недопустимы зачеркивания, подчистки, поправки и т. п. Если же такое все-таки произошло, нужно написать на полях "исправленному верить". Эта надпись должна быть заверена подписями обеих сторон. Если какой-либо договор предполагается использовать в качестве типового для многих контрагентов, он должен быть особо выверен, чтобы не тиражировать ошибки. H. Kpyглoвa
|
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|