Центр Креативных Технологий

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Сущность проблемы. На современном этапе российская экономика заинтересована в привлечении и эффективном использовании иностранных инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а также управленческого опыта как в интересах развития национальной экономики, так и в интересах расширения международного экономического сотрудничества. Однако стратегии иностранной компании-инвестора и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее условия ведения бизнеса, тем выше эффективность деятельности компании-инвестора. Основными условиями успешного бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

По оценке известных бизнесменов-аналитиков Джеффри Сакса и Галена Стоуна, в России не созданы эффективные условия для привлечения иностранных инвестиций. Потенциальных инвесторов отталкивают проблемы с получением прибыли, адекватной вложениям, и риск убытка.

Объем иностранных инвестиций в настоящее время, до оценке Минэкономики, явно недостаточен для развития экономики России. По данным Росстатагентства, объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики в 1999 г. составил 9,56 млрд. долларов, что на 18,8% ниже, чем в 1998 г. Правда, объем прямых инвестиций вырос на 26,7% и достиг 4,3 млрд. долларов, однако при этом объем портфельных инвестиций сократился более чем в пять раз - до 0,03 млрд. долларов, а объем прочих инвестиций - почти на 48% (5,27 млрд. долларов).

Следует обратить внимание на качество иностранных инвестиций в виде имущества, поскольку многие западные фирмы придерживаются стратегии интернационализации создаваемого ими товара (продвижения товара на внешние рынки) на стадии затухания спроса на внутреннем рынке, то есть когда товар в известной мере устарел. Предприятиям, в которые инвестируется такое технологическое оборудование, нельзя рассчитывать на достижение конкурентоспособности на внешнем рынке.

Для разработки предложений по конкретным мерам улучшения инвестиционного климата в России при Правительстве РФ действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, в который входят представители ряда зарубежных компаний и российских министерств и ведомств. При Консультативном совете работают постоянный комитет и рабочие группы, возглавляемые авторитетными компаниями. Направления работы этих групп следующие:

  • совершенствование инвестиционного климата и улучшение инвестиционного имиджа России;
  • совершенствование налоговой системы;
  • совершенствование организации работы банковской системы и рынка ценных бумаг;
  • совершенствование законодательства в сфере энергетики;
  • совершенствование таможенных процедур при перемещении товаров;
  • устранение торговых и неторговых барьеров на пути российского экспорта;
  • формирование системы страховых инвестиций (создание информационной системы для международных страховщиков о потенциальных объектах инвестиций; создание российского государственного агентства по страхованию и гарантированию кредитных инвестиционных рисков, развитие механизмов гарантирования и страхования инвестиций с участием российского и западного капитала);
  • развитие инвестиционной деятельности в регионах России (содействие обеспечению инвесторов информацией о потенциальных возможностях регионов России;
  • содействие разработке и корректировке законодательства и решений местных властей с целью улучшения инвестиционного климата в регионах).

В подготавливаемых Минэкономики решениях по улучшению инвестиционного климата учитываются предложения Консультативного совета и его рабочих групп. При этом отбираются решения, соответствующие интересам развития российской экономики, с учетом конкретных российских условий и отклоняются предложения, идущие вразрез с интересами России.

Чтобы яснее представлять пожелания иностранных инвесторов, приведем некоторые из них.

В области налогообложения:

  • как можно скорее ввести в действие вторую часть Налогового кодекса, которой предусмотрена отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль;
  • рационализировать налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли, а также учет возникающих разниц при конверсии валют таким образом, чтобы снизить привлекательность увода доходов из-под налогообложения;
  • в перспективе снизить число ставок подоходного налога до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%, а необлагаемый минимум определять исходя из реального прожиточного минимума;
  • разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;
  • существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя общие отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) до 30%;
  • ввести преференциальный режим в отношении поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых в деятельности предприятий с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), и в отношении экспорта продукции этих предприятий;
  • распространить "дедушкину оговорку" на все инвестиции; определить соответствующие российской практике критерии выделения прямых инвестиций и особенности правового режима прямых инвестиций; добиться реальной жесткой регламентации перечня налогов, которые могут вводить субъекты федерации и местные органы власти, а также ограничения суммарного налогового бремени по этим налогам;
  • устранить дискриминацию производственных предприятий при привлечении ими долгосрочных финансовых ресурсов через выпуск облигаций (установить ставку налога на прибыль, получаемую в виде процентов по бумагам, в 15-20%), законодательно подтвердить их право относить проценты по облигациям на издержки.

В банковской системе:

  • осуществить банкротство несостоятельных коммерческих банков, обеспечить недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
  • создать благоприятные условия для увеличения присутствия в России иностранных банков;
  • обязать Центральный банк воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам; более четко регламентировать порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте; ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

Во внешнеэкономической и таможенной политике:

  • активизировать усилия по вступлению в ВТО и провести соответствующие корректировки законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО;
  • упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;
  • ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ;
  • в методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику - экспорт облагать по нулевой ставке, при этом для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС;
  • отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России, для чего внести поправки в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле";
  • ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законом;
  • упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам, которые имеют на это право по закону.

В ТЭКе:

  • упростить и привести в соответствие с международными экологическими стандартами законы и нормативные акты об окружающей среде;
  • внести изменения в Закон "О газоснабжении в Российской Федерации" для сокращения ограничений на инвестиции;
  • дать возможность инвесторам, прокладывающим новые трубопроводы за счет частного капитала, возможность определять тарифы и порядок доступа к ним (существующие проекты рассматриваемого сейчас Закона "О магистральном трубопроводном транспорте" ставят тарифы и доступ ко всем новым трубопроводам под государственный контроль. Если закон будет принят в таком виде, новая инфраструктура не появится и российский экспорт будет, как и прежде, ограничен).

В области защиты прав собственности:

  • законодательно расширить права миноритарных (широкого слоя) акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;
  • ужесточить и сделать неотвратимой уголовную и административную ответственность за действия (или бездействие), приводящие к нарушению интересов инвесторов (в первую очередь прямых иностранных инвесторов).

В области борьбы с коррупцией:

  • последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможность для различных толкований и связанных с ними коррупционных злоупотреблений;
  • перевести систему государственных закупок (за счет средств бюджетов всех уровней) исключительно на конкурсную основу;
  • присоединиться к международным соглашениям по борьбе с коррупцией;
  • законодательно ввести запрет на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

Анализ этих пожеланий показывает, что иностранные инвесторы, в первую очередь, хотели бы:

  • снизить налоговую нагрузку на инвестиции и их использование;
  • отменить ограничения (ослабить государственный контроль) доступа в наиболее эффективную отрасль экономики России - топливно-энергетический комплекс;
  • усилить присутствие иностранных банков в России;
  • ослабить государственный контроль за иностранными инвестициями в Россию;
  • принять во внешнеэкономической и таможенной политике привычные и выгодные им правила игры, установленные ВТО;
  • усилить свои позиции в управлении акционерными обществами.

Очевидно, что разработка мер правового регулирования иностранных инвестиций требует серьезной всесторонней аналитической работы с тем, чтобы правовые нормы, содействуя созданию благоприятного инвестиционного климата, служили бы интересам экономического развития России и укреплению российского государства.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...