Алгоритм оценки привлекательности СЗХ включает:
- оценку темпов роста: для текущей стадии жизненных циклов и для последующей стадии;
- оценку рентабельности: краткосрочную и долгосрочную;
- оценку уровня будущей нестабильности внешней среды фирмы.
Для оценки будущей нестабильности проводится анализ внешней среды предприятия, на основании которого разрабатывается перечень возможностей и опасностей и экспертно оценивается сила факторов. Анализ внешней среды позволяет найти ответы на следующие вопросы:
- Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией?
- Какова значимость этих возможностей и опасностей?
- Что надо сделать, чтобы использовать наиболее значимые возможности и избежать сильных угроз?
Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международные отношения, социальная сфера.
Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер.
Экономические факторы:
- темпы инфляции и дефляции;
- уровень занятости населения;
- реальность бюджетного баланса;
- стабильность курса рубля;
- уровень ставок по кредитам;
- тенденция изменения тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы;
- налоговые ставки;
- таможенная политика.
Политические факторы:
- разделение полномочий федеральных и региональных органов власти;
- жесткость государственного регулирования экономики;
- льготные экономические режимы в регионах;
- инвестиционная политика государства;
- политика приватизации;
- таможенные союзы государств СНГ.
Рыночные факторы:
- форма рынка в заинтересованной сфере деятельности;
- уровень и продолжительность жизненных циклов спроса;
- интенсивность конкуренции;
- цены на факторы производства;
- доходы различных социальных групп;
- динамика спроса и предложения;
- антимонопольная политика;
- преодолимость барьеров вхождения в рынок (уровень потенциальной конкуренции);
- распределение долей товарного рынка между хозяйствующими субъектами;
- стабильность рынка (по составу хозяйствующих субъектов).
Производственно-технологические факторы:
- состояние производства на внешних для компании участках технологических цепей;
- возможности новых технологических разработок;
- уровень технологии конкурентов;
- темпы обновления технологии;
- состояние внешних звеньев системы развития;
- наличие возможности быстрой конверсии деятельности и расширения производства у конкурентов.
Конкурентные факторы:
- мотивы, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты;
- возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов;
- степень уязвимости конкурента;
- готовность конкурента сочетать кооперативное и конкурентное поведение;
- возможность усиления конкурентного статуса фирмы-конкурента;
- сила защитной реакции конкурента;
- скорость конкурентных реакций хозяйствующих субъектов на изменения на рынке;
- имидж компании.
Международные факторы:
- возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО - Всемирная торговая организация; ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти; КОКОМ - Координационный комитет по экспортному контролю; ЕС - Европейское сообщество "общий рынок" и др.);
- возможности и ограничения, вызванные экономическим союзом стран СНГ (в частности, условия поставок товаров);
- изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;
- зарубежные стратегии защиты или расширения компаний или отраслей.
Социальные факторы:
- социальная напряженность в обществе;
- уровень предложения на рынке рабочей силы;
- защита прав потребителей;
- степень неравенства различных социальных групп;
- активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся.
H. Kpyглoвa
Хозяйственное право...
|