Мотивационный подход к конкуренции |
|
Для понимания истоков конкуренции обратимся к мотивам конкуренции и кооперации соперничающих (сотрудничающих) сторон. В основу мотивационного подхода к конкуренции и кооперации положена идея противоборства несовместимых намерений и целей, направляющих поведение участников межличностного взаимодействия. Стратегии участников взаимодействия могут быть настолько тесно связаны, что наряду со стремлением к конкуренции имеют место и разнообразные ситуации сотрудничества. Можно выделить ряд мотивов такого поведения: А - максимизация выигрыша другого (альтруизм); Б - максимизация общего выигрыша (кооперация); В - минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство); Г - максимизация собственного выигрыша (индивидуализм); Д - максимизация относительного выигрыша (соперничество); Е - минимизация выигрыша другого (агрессия). Каждая модификация мотивов отражает определенный уровень кооперативности или конкурентности поведения предприятия. Если принять альтруизм (А) в качестве характеристики высшей меры кооперативного поведения, а агрессию (Е) - в качестве характеристики высшей меры конкурентного поведения, то можно предложить следующую шкалу кооперативности и конкурентности поведения: Многообразие группового и межличностного поведения позволяет предполагать непрерывность шкалы социальных мотивов: индивидуализм по мере его усиления все более и более приобретает черты соперничества, соперничество по мере его усиления - черты агрессии. Точно так же мотив равенства содержит в себе черты кооперации, кооперация - черты альтруизма. Если предприятие руководствуется в первую очередь мотивом соперничества, во второю очередь - мотивом агрессии, то его поведение будет ближе к соперничеству. Если же оно руководствуется в первую очередь мотивом агрессии, во вторую очередь - мотивом соперничества, то его поведение будет ближе к агрессии. На товарном рынке те или иные мотивы конкуренции и кооперации проявляются в зависимости от формы рынка. В условиях полиполии (совершенный рынок) хозяйствующие субъекты, представленные на рынке, в большей степени руководствуются мотивами равенства и кооперации, в условиях олигополии - мотивами индивидуализма и соперничества. Чем больше полиполия переходит в олигополию, тем в большей степени мотив равенства заменяется мотивом индивидуализма. Чем ближе олигополия к монополии, тем сильнее мотив соперничества. С усилением мотива соперничества зарождается недобросовестная конкуренция, ведущая по мере своего усиления к агрессии. H. Kpyглoвa
|
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|