Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Дж. Пирсом и Р. Робинсоном (Реагсе and Robinson, p. 186-187) был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. Ниже приводится перечень этих факторов и ключевых вопросов для их анализа.
Анализ сильных и слабых сторон организации
Кадры
Факторы:
- Управленческий персонал;
- Мораль и квалификация сотрудников;
- Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли;
- Кадровая политика;
- Использование стимулов для мотивирования выполнения работы;
- Возможность контролировать циклы найма рабочей силы;
- Текучесть кадров и прогулы;
- Особая квалификация сотрудников;
- Опыт.
Вопросы для анализа:
- Какой стиль управления использует высшее руководство;
- Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства;
- Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации;
- Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества;
- Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам;
- Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации;
- Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля.
Организация общего управления
Факторы:
- Организационная структура;
- Престиж и имидж фирмы;
- Организация системы коммуникаций;
- Общая для всей организации система контроля эффективность и использование);
- Организационный климат, культура;
- Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
- Квалификация, способности и интересы высшего руководства;
- Система стратегического планирования;
- Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм).
Вопросы для анализа:
- Четко ли распределены в организации права и обязанности;
- Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек;
- Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации.
Производство
Факторы:
- Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
- Система контроля запасов, оборот запасов;
- Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей;
- Экономия от масштаба производства;
- Техническая эффективность мощностей и их загруженность;
- Использование системы субконтрактирования;
- Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
- Отдача от использования оборудования;
- Контроль за процессом изготовления продукта;
- Проектирование, составление графика работы;
- Закупка;
- Контроль качества;
- Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек;
- Исследования и разработки, инновации;
- Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.
Вопросы для анализа:
- Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели;
- Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы;
- Какова отдача от исследований и разработок;
- Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов.
Маркетинг
Факторы:
- Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения;
- Жизненный цикл основных продуктов;
- Каналы распределения: число, охват и контроль;
- Организация сбыта: знание потребностей покупателей;
- Имидж, репутация и качество товара (услуги);
- Продвижение товаров на рынок и их реклама;
- Ценовая политика;
- Процедуры установления обратной связи с рынком;
- Развитие новых продуктов, услуг и рынков;
- Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара;
- Отношение к марке.
Вопросы для анализа:
- Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем; Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка;
- Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков;
- Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей.
Финансы и учет
Факторы:
- Возможность привлечения краткосрочного капитала;
- Возможность привлечения долгосрочного капитала;
- Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов; Отношение к налогам;
- Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам;
- Возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
- ".Рабочий" капитал: гибкость структуры капитала;
- Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек;
- Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли.
Вопросы для анализа:
- Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации;
- Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями;
- Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности;
- Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации;
- Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику.
O. Bиxaнcкий
Стратегическое управление...
|
Обратная связь
Поиск по сайту
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов.
Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих
материалов должно согласовываться с авторами материалов.
© 1999-2024 www.inventech.ru
Москва
|