Центр Креативных Технологий

Матрица "Рост - доля рынка"

Матрица "Рост - доля рынка" Бостонской консультационной группы (рис.) построена следующим образом. Горизонтальная ось показывает долю рынка, которую занимает каждый продукт (СЕБ). Доля рынка измеряется в частях относительно объема аналогичной продукции, реализуемой лидером. То есть если фирма продает данного продукта меньше, чем лидер, то продукт попадет в правую часть матрицы и будет помещен напротив соответствующей доли, если больше - то в левую часть матрицы. Горизонтальмая ось варьируется от 0,1 до 10, деления нанесены по логарифмической шкале.

strateg</p>
<p><p></p>
<p>Вертикальная ось показывает годовой темп роста продукта в данной отрасли: от 0 до 20% и более; 10% выделяется в качестве водораздела между быстрым и медленным ростом.</p>
<p>Нанесенные на матрицу кружки показывают положение продукта на осях рост - доля рынка. Диаметр круга пропорционален объему продаж данного продукта. Квадранты матрицы отражают различные ситуации с движением денег. Применяется следующая их классификация:</p>

<ul>
<li> вопросительный знак - высокий темп роста, низкая доля рынка. Для увеличения доли требуются большие вложения, которые могут превратить продукт в звезду;</li>
<li> звезда - высокий темп роста, высокая доля рынка. Продукт может давать достаточно денег, чтобы поддерживать свое существование, хотя могут наблюдаться финансовые сложности;</li>
<li> дойная корова - низкий темп роста, высокая доля рынка. Продукт дает большое поступление денег, которые могут идти на проработку вопросительных знаков и выращивание звезд;</li>
<li> собака - низкий темп роста, низкая доля рынка. Продукт требует большого внимания и усилий со стороны руководства. В то же время он не приносит денег и прибыли либо же дает очень низкую финансовую отдачу.</li>

</ul>
<p>Проведя с помощью матрицы

Матрица "Рост - доля рынка" Бостонской консультационной группы после ее разработки активно применяется в практике стратегического управления. Однако указывается на то, что этот метод страдает рядом недостатков (Kiechel, 1982). В частности, недостатками являются следующие:

  • матрица не предполагает определенных стратегий;
  • немногие компании могут использовать ее концепцию;
  • матрица теряет смысл, если отсутствует возможность роста;
  • прибыль играет для фирмы зачастую большую роль, чем баланс поступления денег.

O. Bиxaнcкий

Стратегическое управление...