Множественные и сочетанные травмы |
|
В отличие от одиночных, изолированных травм, множественные и соче-танные механические повреждения - явление сравнительно новое. Большинство исследователей считают их "теневой стороной" прогрессивного развития транспорта, высотного строительства, промышленного производства и высокой механизации сельского хозяйства. Наиболее часто множественные и сочетанные травмы встречаются при транспортных происшествиях, выполнении хозяйственных и бытовых работ. Гораздо реже они наблюдаются при занятиях спортом, в быту и при других обстоятельствах. Все исследователи отмечают, что транспортные травмы и кататравмы (падение с высоты), как правило, преобладают в структуре политравм. Одиночные (изолированные) повреждения относительно редко приводят к тяжелым и критическим состояниям, а при множественных и сочетанных травмах они встречаются более чем у 50% пострадавших. При одиночных переломах травматический шок различной степени тяжести выявлен только у 0,9% пострадавших, при политравмах - у 50%. Летальность в ближайшие дни после поступления в стационар у пострадавших с одиночными травмами составила 0,6%, с множественными и сочетанными - 14,8%. В настоящее время установлено, что характерной чертой современного травматизма является постоянное относительное увеличение числа множественных и сочетанных травм, которые отличаются тяжелым течением, значительными сроками лечения в стационаре, высокими показателями инвалидности и летальности. Ни в коем случае нельзя рассматривать множественные и сочетанные травмы как более тяжелую разновидность обычных одиночных повреждений. Необходимо принять за правило и считать этот вид патологии качественно новым с присущими ему специфическими изменениями во всех системах поврежденного организма и развитием длительно текущей "травматической болезни". Если условно в отдельности проанализировать каждое повреждение как одно из слагаемых при множественных и сочетанных травмах, то многие из них не могут считаться опасными для жизни, но их суммарное воздействие нередко приводит к резкому нарушению функций жизненно важных систем и гибели пострадавшего. Следовательно, представлять множественную и сочетанную травму как сумму нескольких простых травм является грубой ошибкой и механическим подходом к сложному и качественно новому патологическому явлению. Множественная и сочетанная травма (политравма) - это сложный патологический процесс, обусловленный повреждением нескольких анатомических областей, полостей или сегментов человеческого тела с выраженными проявлениями синдрома взаимного отягощения, содержащий в себе одновременно начало и развитие нескольких патологических состояний и проявляющийся глубокими нарушениями всех видов обмена веществ, изменениями в ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной и гипофизадреналовой системах. Пристальное изучение множественных и сочетанных механических повреждений показало, что врачи скорой помощи еще недостаточно знают особенности этого нового вида патологии, организации помощи, диагностики и лечения. Ошибки в оказании экстренных лечебных пособий в порядке первой врачебной помощи на догоспитальном этапе нередко приводят в развитию тяжелых осложнений, повторным корригирующим операциям, увеличению сроков пребывания в стационаре, а нередко - и к стойкой инвалидности. Все изложенное выше и обусловливает необходимость выработки строгой организации оказания помощи на месте происшествия и при транспортировке в стационар. Оказание медицинской помощи при множественных и сочетанных травмах отличается определенным своеобразием. Обстоятельства возникновения этих повреждений настолько драматичны, что первым стремлением окружающих, включая и медработников, является немедленная транспортировка пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Мероприятия само-и взаимопомощи, а также первой медицинской помощи осуществляются значительно реже, чем при одиночных травмах. Анализ показал, что в медпунктах предприятий сердечные средства и анальгетики были введены только 28% пострадавших, а производство новокаиновых блокад мест переломов, наложение асептических повязок на раны и транспортной иммобилизации осуществлялись лишь отдельным больным. Некоторые врачи скорой помощи до сих пор считают, что эвакуация пострадавших на стандартных носилках без транспортной иммобилизации поврежденных сегментов большой опасности не представляет, а риск развития и углубления травматического шока оправдывается выигрышем во времени доставки их в лечебное учреждение. Такая ничем не оправданная тактика доказывает отсутствие у медперсонала необходимой постоянной готовности к оказанию помощи пострадавшим с множественными и сочетанными травмами, выполнению привычных для обычных травм приемов оказания медицинской помощи (обезболивание, повязка, транспортная иммобилизация). Оказание медицинской помощи на месте происшествия не в полном объеме, транспортировка пострадавших без иммобилизации приводили к резкому ухудшению их состояния. Более 50% пострадавших с множественными и сочетанными травмами доставлялись в лечебные учреждения в тяжелом и критическом состоянии, а у 62,2% из них регистрировался травматический шок различной степени тяжести. Важную роль в исходах лечения этого контингента пострадавших имеет раннее оказание неотложной медицинской помощи в необходимом объеме на догоспитальном этапе. Отсюда всему медперсоналу скорой помощи необходимо четко знать порядок, организацию и объем лечебных пособий пострадавшим с множественными и сочетанными травмами на месте происшествия и при транспортировке их в лечебное учреждение. Под ред. В. Михайловича Вся информация в разделе: Неотложные состояния в медицине |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|