Центр Креативных Технологий

Деменция

Деменция (слабоумие) - стойкий дефект или прогрессирующий распад интеллекта. Возникает вследствие органического повреждения головного мозга воспалительного, травматического, токсического и другого генеза. Различают Д. резидуально-органическую и прогрессирующую.

Деменция резидуально-органического генеза развивается при менингоэнцефалите, энцефалите различной этиологии, тяжелой черепно-мозговой травме, медикаментозных и других отравлениях ЦНС. Д. прогрессирующая рассматривается как самостоятельное заболевание (Д. сенильная Альцгеймера, Д. Геллера) или же она входит в структуру прогредиентных наследственно-дегенеративных и демиелинизирующих заболеваний ЦНС (нейролипидозы, лейкодистрофия, лейкоэнцефалит, рассеянный склероз, хорея Гентингтона и др.), сосудистых поражений головного мозга. В клинической практике синдром Д. классифицируют по названию болезненной формы, которая привела к данным проявлениям слабоумия. Выделяют также Д. лакунарную, подчеркивая очаговость процесса в головном мозге и возникающее при этом выпадение памяти, которые обусловливают низкий уровень интеллекта, например при сосудистом, травматическом поражении головного мозга.. При этом сохраняется хотя и неполная критическая оценка своего состояния больным.

Клиническая картина. Характерной особенностью Д. является ее развитие после периода нормального функционирования головного мозга. Общими признаками Д. являются более или менее выраженные мозаичность психических нарушений, неравномерность снижения отдельных познавательных функций с возможностью относительной сохранности одной или нескольких из них, наличие определенного запаса сведений, представлений и словарного запаса, свидетельствующее о периоде ненарушенных познавательных функций, несоответствие между имеющимся запасом знаний и низкими возможностями их реализации, а также между глубиной личностных расстройств (выраженное снижение критики, утрата высших эмоций, резкая слабость побуждений) и интеллектуальной недостаточностью. Важным признаком Д. следует также считать значительные нарушения предпосылок интеллекта: памяти, внимания, психической активности, целенаправленности психической деятельности, которые нередко преобладают над расстройствами понимания и осмысления. У детей раннего возраста на первый план выступают утрата или ослабление ранее приобретенных навыков (моторных, опрятности, самообслуживания), а также нарушения речи-от ослабления экспрессивной речи с обеднением запаса слов до полной ее утраты (моторная и сенсомоторная афазия). Часто снижается уровень побуждений к деятельности, которая нередко становится нецеленаправленной, преобладает бесцельное моторное возбуждение. Нередко ослаблена дифференцированность эмоций, утрачено чувство привязанности к близким, ребенок становится равнодушным. У детей школьного возраста снижается умственная работоспособность, нарушается осмысление, наблюдается отчетливая недостаточность функции обобщения. При Д. резко выражена недостаточность концентрации внимания, ослаблена память. Несмотря на относительную четкость критериев разграничения Д. и олигофрении как врожденного слабоумия трудности диагностики возникают в первые годы жизни. У детей раннего возраста процессы нарушения развития познавательных функций обычно преобладают над значением повреждения и распада предпосылок интеллекта, которые, как правило, еще недостаточно развиты, рудиментарны. Поэтому слабоумие, возникшее в первые годы жизни вследствие ранних органических поражений, шизофрении, эпилепсии, фенилкетонурии и других заболеваний, приобретает сходство с олигофренией.

Лечение проводят дифференцированно в зависимости от этиологии и течения основного процесса. Для уменьшения степени и скорости развития Д. целесообразен прием препаратов, улучшающих метаболизм мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. При резидуально-органической Д. важное значение приобретают психолого-педагогические занятия.

Б. Лeбeдeв и др.

Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы