Задержка нервно-психического развития |
|
Комплекс нарушений развития моторной, познавательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Невозможность разграничения З.н.п.р. в первые годы жизни в результате раннего органического повреждения с недоразвитием отдельных структур головного мозга или же функциональных нарушений темпа созревания вследствие других причин оправдывает широкое использование этого термина. Наиболее часто З.н.п.р. диагностируется или в первые годы жизни или в 6-7 лет, когда при проведении психологического скрининга перед поступлением в школу обнаруживается недостаточность высших психических функций. При этом на первый план в одних случаях выступает задержка развития эмоциональной сферы, в других - преобладает задержка развития интеллекта. С практической точки зрения целесообразно различать первичную и вторичную З.н.п.р. Среди причин первичных З.н.п.р. церебрально-органического генеза наиболее распространенными являются гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.). Условно принято считать, что при З.н.п.р. имеет место негрубое поражение головного мозга, не достигающее четкого органического дефекта. Вторичная З.н.п.р. возникает на фоне неповрежденного головного мозга при острых соматических и хронических заболеваниях, врожденных пороках сердца и других внутренних органов, при отдельных формах наследственной патологии обмена веществ, педагогической и микросоциальной запущенности, в острой психотравмирующей ситуации. Выделяют тотальную форму З.н.п.р., при которой созревание моторных и психических функций задерживается более или менее равномерно, и парциальную форму. З.н.п.р., когда на первый план выступает отставание в развитии какой-либо одной функции. Степень замедления созревания психических, речевых и двигательных функций может варьировать от легкой до выраженной. При легкой степени З.н.п.р. становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода. При З.н.п.р. средней степени становление возрастных двигательных, эмоциональных реакций, умений, характера коммуникативных связей отстает на 1 возрастной период и более. При З.н.п.р. тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает 1-2 возрастных периода. Наиболее сложной в дифференциально-диагностическом и прогностическом плане является З.н.п.р. тяжелой степени. Трудности возникают при отграничении ее от умственной отсталости или слабоумия. Особый вариант нарушений представляет искаженное или диссоциированное развитие, которое наблюдается чаще всего при будущей психической патологии (ранний детский аутизм, детская шизофрения и др.). Наиболее характерным для этого варианта является сочетание аутизма (см.) с неравномерной задержкой развития одной или нескольких сфер. Как правило, З.н.п.р. сочетается с гипервозбудимостью, с гипертензионным, гидроцефальным, судорожным, церебрастеническим синдромами, синдромом мышечной гипотонии и др. При нарушении ведущих сенсорных функций, в частности слуха и зрения, страдает психомоторное развитие. Для возникновения вторичных психомоторных нарушений, их характера и выраженности огромное значение имеет степень глубины и времени формирования сенсорного дефекта. Первичный сенсорный дефект нередко приводит к вторичному недоразвитию тех функций, которые непосредственно связаны с повреждением. Среди нарушений темпа созревания психики, в первую очередь эмоционально-волевой сферы и личности, выделяют инфантилизм: гармонический (простой), дисгармонический и органический. Для простого инфантилизма характерна задержка темпа физического и психического развития. Дисгармонический и органический психический инфантилизм - это различные варианты исхода перинательной энцефалопатии. Во внешнем облике ребенка обнаруживаются множественные дизэмбриогенетические стигмы. При этих вариантах недоразвитие эмоционально-волевой сферы и личности сочетается с психоорганическими расстройствами и интеллектуальной недостаточностью (тугоподвижность и инертность мыслительных процессов, плохая переключаемость, снижение памяти и работоспособности). Динамика гармонического инфантилизма благоприятная. Осложненные формы дисгармонического инфантилизма в последующем нередко являются основой психопатий. Парциальной формой З.н.п.р. называют задержку формирования речи, которая часто встречается у детей в раннем возрасте. При этом отмечаются отставание и нарушение экспрессивной и импрессивной речи. В одних Случаях эти отклонения свидетельствуют о нарушении только моторного компонента речи, а в других указывают на расстройства сенсорного восприятия, фонематического слуха, гнозиса и являются ранними индикаторами будущих интегративных расстройств внешних психических функций - чтения, письма, счета (алексия, аграфия, акалькулия). Лечение. Лечебно-реабилитационные мероприятия при З.н.п.р. должны быть ранними и комплексными. В связи с тем, что эффективность их зависит от возраста, в котором они начаты, основной задачей педиатрических и психоневрологических осмотров детей первых лет жизни должно быть выявление групп риска по формированию нарушений нервно-психического развития. Трудность выделения первичного дефекта нервной системы, раннее возникновение вторичных симптомов нарушения развития оправдывают широкий охват реабилитационным процессом всех детей с перинатальными поражениями ЦНС, диктуют профилактическую направленность этих программ. Программа реабилитационных мероприятий включает медикаментозное лечение, стимуляцию становления двигательных и психических функций, коррекцию формирующихся отклонений. Медикаментозное лечение назначают индивидуально, проводят курсами с интервалами в 2-3 мес. Основную роль в этой терапии играют лекарственные средства, улучшающие процессы метаболизма нервной ткани (ноотропные средства, аминокислоты, витамины группы В, биогенные стимуляторы) и мозговой кровоток (кавинтон, нико-шпан и др.). Показаны также препараты кальция, фосфора, железа, фитин и др. При сопутствующих неврологических и психопатологических синдромах назначают соответствующее лечение (антиконвульсанты - конвулекс, фенобарбитал, финлепсин, суксилеп и др., дегидратирующие средства - диакарб, клопамид, фуросемид и др., седативные средства - бромиды, фенибут, триоксазин и др.). Основное место в стимуляции возрастных двигательных навыков занимают ЛФК и массаж. Параллельно со стимуляцией моторного развития осуществляют стимуляцию психических функций (эмоций общения, речи, предшественников мышления), возрастных форм психической деятельности, предъявляя ребенку адекватные возрастные раздражители с постепенным их усложнением и расширением. У детей 1-го полугодия жизни, когда мотивации еще недостаточны и двигательная активность ограничена, в лечебной гимнастике максимально используются врожденные рефлекторные реакции. Для детей старше года оптимальным вариантом стимуляции развития будет постановка адекватных целевых педагогических задач, для выполнения которых необходима определенная двигательная активность ребенка. Существенным условием эффективности проводимых мероприятий служит оптимальное взаимодействие в системе "мать - дитя". Задачей невропатолога, психиатра, психолога является обучение матери определенным методическим приемам по проведению лечебно-реабилитационных программ с учетом реальных возможностей и перспектив ребенка. Специальную психолого-педагогическую коррекционную работу следует проводить при обнаружении у ребенка парциальных нарушений высших психических функций, речи. Эта работа должна осуществляться с раннего детства в семье, специальных детских учреждениях, в школах с классами выравнивания. Индивидуальные занятия направлены на ликвидацию или коррекцию ведущего дефекта. Б. Лeбeдeв и др. Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|