Тест Векслера |
|
Является наиболее распространенным для оценки уровня интеллектуального развития и определения структуры психического дефекта у детей и взрослых. Тест позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры. Тест Векслера состоит из 11 отдельных методик-субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения ребенком заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у ребенка хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии. При нейропсихологическом исследовании ставят в первую очередь топические задачи - выявление нейропсихологических симптомов для определения очага поражения. Теоретическую основу нейропсихологии составляет положение о системной динамической локализации ВПФ. Поражение той или иной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных системных влияний этого дефекта на всю функциональную систему в целом или на несколько функциональных систем сразу. Не только симптомы первичного расстройства могут быть основой для топического неврологического диагноза. Основные методы, используемые в клинической нейропсихологии, разработаны А. Р. Лурия. Они известны в нашей стране и за рубежом под названием "луриевские методы". Они состоят из ряда просто выполняемых проб, направленных на изучение зрительного, слухового, кинестетического гнозиса, праксиса и характеризующих повторную и самостоятельную речь, чтение, письмо, понимание текстов и решение задач. Качественный анализ выполнения этих проб больными позволяет обнаружить своеобразный специфический тип нарушений ВПФ. Известны основные нейропсихологические синдромы поражения конвекситальной коры и ближайших подкорковых структур, синдромы поражения глубинных подкорковых образований, расположенных по средней линии, медиобазальных отделов мозга. Основные клинические синдромы очаговых поражений ВПФ: афазия (см.), агнозия (см.), апраксия (см.), алексия (см.), аграфия (см.) и другие имеют специфические особенности при различных локальных поражениях головного мозга. Методика нейропсихологического исследования может быть использована у детей с 6-7 лет, когда в основном складываются функции гнозиса и праксиса. Применение этой методики у детей дошкольного возраста встречает значительные трудности в связи со сложностью разграничения расстройств первичного очага от проявлений системного недоразвития. В последнее время системный анализ ВПФ у детей чаще используется для диагностики олигофрении, парциальных задержек развития школьных навыков, специфических нарушений речи, что дает возможность рекомендовать дифференцированную индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию. Б. Лeбeдeв и др. Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|