Восторг и потеря сознания |
|
Почему в некоторых случаях я теряю сознание, когда меня переполняет чувство прекрасного? Стефани Данн, восемнадцатилетняя студентка по обмену из Калифорнии, в восхищении стояла перед картиной Джексона Поллока "Голубые Столбы", выставленной в Национальной галерее Канберры. Внезапно Стефани почувствовала слабость, словно теряет сознание, и была вынуждена присесть. Признав, что впервые в жизни едва не потеряла сознание, она добавила: "Все это было слишком прекрасно!" Иногда красоту просто невозможно вытерпеть. Имя этому - синдром Стендаля. Так называют психологическое явление, вызванное ощущением переполнения красотой. За последние 20 лет врачи больницы Санта Мария Нуова во Флоренции наблюдали от 200 до 300 случаев проявления синдрома Стендаля. Больница часто сталкивалась с пациентами такого рода, поскольку расположена поблизости от церкви Санта Мария Новелла. Церковь XIII века известна своими ослепительными по красоте фресками. Какова же связь между церковью, ее бессмертными творениями и странным синдромом, названным по имени великого французского писателя? Врачи из Санта Мария Нуова утверждают, что созерцание работ великих флорентийских художников служит катализатором для нервозных, чрезвычайно чувствительных туристов, склонных к "погружению в душевный трепет". Они считают, что когда такие люди оказываются рядом с шедеврами, то подвергаются внезапному эмоциональному стрессу. С этим стрессом можно было бы успешно справиться, если бы эти любители искусства не были столь переполнены чувствами. К тому же врачи полагают, что это явление не новое, особенно для специалистов в городах, веками привлекающих туристов. То же происходило и со Стендалем - имя это является псевдонимом Анри Мари Бейля, знаменитого французского писателя, жившего около двух столетий назад. Специалисты наблюдают синдром Стендаля во многих городах мира: в Венеции, Иерусалиме, и т. д. Термин "синдром Стендаля" был изобретен доктором Гразиеллой Магерини, заведующей психиатрическим отделением в Санта Мария Нуова. Она ввела его в оборот в 80-е годы, употребив впервые в своей статье "Происшествия и психопатология: арттуризм как причина расстройства", представленной на психиатрической конференции, проходившей во Флоренции. По словам доктора Магерини, "Флоренция не создает проблем - люди приносят их с собой... встреча с произведениями искусства может породить драматические реакции на те сложности, что уже существуют". Доктор Магерини добавляет, что риску подвержено незначительное меньшинство посетителей, особенно чувствительных к изменениям и чрезмерно уязвимых в своих личных отношениях. Она полагает, что "эти люди наиболее восприимчивы к влиянию нового окружения, особенно когда оно изобилует предметами искусства и историческими реминисценциями. Большинство из них посещают подобные города с той же целью, что приходит па пляж или лыжный курорт - ради собственного удовольствия. Ведь не случается же ничего подобного с теми, кто отправляется в пиццерию или пишет почтовую открытку". О синдроме Стендаля известно, что две трети его жертв находятся в возрасте от 20 до 40 лет. Большинство из них не состоят в браке, путешествуя в одиночестве. Женщины и мужчины подвергаются этому синдрому в равной степени. Лечение включает в себя преимущественно отдых и покой. Если пациент не возражает, иногда используется разговорная терапия. Применяются и лекарства, но это случается крайне редко. Доктор Магерини придумала синдрому название после того, как прочла о похожем случае, произошедшем со Стендалем, когда в январе 1817 года он посетил гробницы Микеланджело, Галилея и Макиавелли в церкви Санта Кроче. Под покровительством флорентийского правительства доктор Магерини более детально исследует синдром Стендаля. Она заручилась поддержкой двух психиатров, психолога, социолога, статистика, архитектора и историка литературы. При посещении Флоренции шансы испытать синдром Стендаля на себе чрезвычайно малы. Ежегодно в город приезжает около миллиона зарубежных туристов, и лишь единицам из них потребовалась госпитализация из-за проявлений этого синдрома. По словам Инге Рамбл, представителя Национальной галереи Канберры по связям с общественностью, "иногда люди плачут перед произведениями искусства. Возможно, это картина, которую они никогда раньше не видели или мечтали увидеть долгие годы. Эмоционально напряженная реакция нередка... Но, насколько я знаю, никто еще не терял сознания". С. Джуан |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|