Методы активизации мышления |
|
Интеллект-Клуб16.03.2001Методы активизации мышления (1)Как появляются новые сильные идеи? Почему пришлось потратить так много времени на поиск изобретательского решения, идея которого, после ее нахождения кажется простой и очевидной (все гениальное просто)?. Каковы механизмы мышления творческого, изобретательного человека? Все эти вопросы давно интересовали человечество, ведь изобретательство - древнейшее занятие человека. Самые первые изобретения человек находил вокруг себя - острые камни хорошо режут, тяжелым камнем лучше дать по голове оппоненту, чем просто рукой, дерево само плавает в воде и может поддержать человека, круглый камень легче катить, чем некруглый, а у огня вообще огромное число полезных качеств. Тем не менее, все эти великолепные решения, подсказанные природой, иногда требовалось усовершенствовать (острый камень сделать еще острее, хранить огонь, изготавливать круглое колесо) и здесь появлялись проблемы, решение которых приходилось искать уже в своей голове. Решать такие задачи приходилось методом проб и ошибок, перебирая всевозможные варианты, иногда с трагическими последствиями для себя и окружающих. Со временем задачи становились сложнее. Для их решения требовалось все больше разнообразных знаний, опыта, требовались новые подходы, приемы. В конце XIX века Эдисон с целью усовершенствования процесса поиска новых идей изобрел научно-исследовательский институт. В его мастерской работало до тысячи человек и решаемые здесь проблемы разделялись на несколько задач, по каждой из которых осуществлялся поиск решения несколькими группами. Такой подход позволил увеличить производительность процесса создания изобретений, но методы поиска новых идей оставались прежними. Идея управления творчеством и сейчас остается одной из наиболее важных задач человечества и многими представляется неосуществимой мечтою. Тем не менее, было создано множество методов, направленных на активизацию процесса поиска новых плодотворных идей. Цель этих методов состоит в том, чтобы сделать процесс генерации идей интенсивнее и повысить качество этих идей. По своей направленности эти методы можно разделить на три группы.
Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Наиболее известным из них является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах.. "Мозговой штурм" является коллективным методом поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:
Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества. "Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в науке, технике, административной, торговой и рекламной деятельности. Одной из разновидностей "мозгового штурма" является "Обратная мозговая атака". Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного "мозгового штурма". Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию. Еще одним методом коллективного поиска новых идей является "Корабельный совет". В этом методе также, как при "мозговом штурме", преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для "мозгового штурма". Вот основные из них:
Таким образом основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения руководителя создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы. Такой вид творческого совещания как "Корабельный совет" обычно используется в коллективе, не обладающем опытом и навыками проведения "мозгового штурма". Тем не менее этот метод оказывается достаточно эффективным при решении проблем в условиях дефицита времени и информации. Мой опыт обучения специалистов показала, что "Корабельный совет" проще всего вписывается в нашу привычную практику проведения совещаний. И, несмотря на то, что это достаточно простой метод, результаты от его применения превосходят ожидания. Приемы использования аналогий также относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является "Синектика" - метод решения проблем группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие: Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче. Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения проблемы. Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему. Фантастическая аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы. На начальном этапе "Синектики" аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей. Для успешного использования аналогий в решении творческих задач требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению. Существуют также методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать и при индивидуальном поиске новых решений. К таким методам относится, например, "Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)". Суть метода заключается в мысленном изменении условий решаемой задачи. Предлагается рассмотреть задачу при мысленном изменении от нуля до бесконечности сначала размера совершенствуемого объекта, а затем временных и стоимостных факторов. В результате существенным образом изменяются представления о решаемой задаче и могут появиться совершенно неожиданные идеи, навеянные новым взглядом на проблему.
Попробуйте использовать эти методы в решении творческих задач. Задача из сказкиЖил-был царь Косарь. И была у того царя красавица дочь - царевна Зоренька. Как-то раз сказал царю звездочет, что потеряет он царство свое, если отдаст дочь замуж. Пришла пора Зореньке замуж идти. Вот уж и первые три жениха у ворот стоят. А краше всех царевич Переяслав. Назначил царь женихам испытание - жребий тянуть. "Два камня я положил в золотой сосуд, - сказал Косарь. - Один камень белый, другой камень красный. Кто вытащит белый, тот получит царевну в жены и полцарства в придачу, а кто вытащит красный - не сносить тому головы". Не испугались женихи, но не знали они, что царь Косарь два красных камня в сосуд положил. В первый день первый жених вытащил красный камень, и ему отрубили голову. На другой день со вторым женихом случилось то же самое. Настала очередь третьего жениха. Но полюбила Зоренька Переяслава и тайком рассказала ему о злом царском умысле. Что же делать Переяславу? Отказаться - значит честь погубить и царевну потерять, не отказаться - с жизнью надо прощаться. (Светлана Гин)Решение этой задачи и о других методах - в следующий раз. Александр Барышников |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|