Методы активизации мышления |
|
Интеллект-Клуб23.03.2001Методы активизации мышления (2)Начнем с задачи, которую я предложил Вам для самостоятельного решения в прошлый раз. А задача была такая.Задача из сказкиЖил-был царь Косарь. И была у того царя красавица дочь - царевна Зоренька. Как-то раз сказал царю звездочет, что потеряет он царство свое, если отдаст дочь замуж. Пришла пора Зореньке, замуж идти. Вот уж и первые три жениха у ворот стоят. А краше всех царевич Переяслав. Назначил царь женихам испытание - жребий тянуть. "Два камня я положил в золотой сосуд, - сказал Косарь. - Один камень белый, другой камень красный. Кто вытащит белый, тот получит царевну в жены и полцарства в придачу, а кто вытащит красный - не сносить тому головы". Не испугались женихи, но не знали они, что царь Косарь два красных камня в сосуд положил. В первый день первый жених вытащил красный камень, и ему отрубили голову. На другой день со вторым женихом случилось то же самое. Настала очередь третьего жениха. Но полюбила Зоренька Переяслава и тайком рассказала ему о злом царском умысле. Что же делать Переяславу? Отказаться, - значит, честь погубить и царевну потерять, не отказаться - с жизнью надо прощаться. (Светлана Гин)
Недавно я предложил эту задачу на занятиях, которые проводил со
студентами 5-го курса факультета рекламы Московской гуманитарно-социальной
академии. Курс назывался "Инновации в рекламном бизнесе" и включал
изучение современных методов поиска новых идей.
Интересно, что задача была решена после применения правил выявления и анализа
противоречий. Вот решение. На третий день подошел Переяслав жребий тянуть. Опустил он руку в сосуд, достал камень и поднял зажатый в кулак жребий высоко над головой. "Знаю, что верно выбрал, не хочу и глядеть на камень!" - и с этими словами царевич широко размахнулся и закинул камень в реку. "Что за камень был у тебя в руке?" - спросил судья. "Белый. А если не верите, то проверьте тот, что остался," - ответил Переяслав. Делать нечего, пришлось царю отдавать Зореньку в жены Переяславу, ведь в сосуде остался красный камень. Вот и получилось, что камень предъявлен и не предъявлен. Эта задача - простой и наглядный пример противоречия, которое пряталось внутри ситуации и создавало видимость (решение то есть) тупиковой ситуации.
И еще. В решении использован сильный прием из арсенала приемов Теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ) - "Обратить вред в пользу". Знакомство с ТРИЗ и другими методами направленного поиска у нас еще впереди. А сейчас - все по порядку. Методы систематизированного поиска решений.Среди большого числа таких методов в первую очередь следует отметить, так называемые, "Списки контрольных вопросов". Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель - посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, "подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.
План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:
Результатом использования списков может быть целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений. Другим известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:
Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. К методам систематизированного поиска новых идей следует отнести также функциональный анализ. Основной идеей функционального анализа является абстрагирование от предметного рассмотрения объекта. Рассматривается не объект, а его функции, как правило, направленные на потребителя. При этом осуществляется поиск других, отличных от используемых в объекте, вариантов реализации функций. Этот метод позволяет находить более дешевые и эффективные варианты построения объекта. Функциональный анализ - один из основных элементов метода ФСА (функционально - стоимостного анализа) -эффективного метода достижения конкурентных преимуществ продукции, который сейчас широко применяется в США, Японии и других развитых странах. Теперь еще одна задача для тренировки. ЗадачаВ лаборатории изучали химические методы борьбы с некоторыми вредными жучками. Проходило испытание одно смертельное для них средство. При этом было известно, что температура жучка после обработки его этим средством должна изменяться. Требовалось узнать - насколько. Жучок мелкий, как Божья коровка, а средств для измерения температуры у таких мелких объектов в лаборатории нет. Предложите решение.Решение этой задачи и продолжение рассказа о методах решения творческих задач - в следующий раз. Александр Барышников |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|