ТРИЗ. Противоречие |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() Интеллект Клуб13.04.2001Противоречие (1)Вначале несколько слов о прошлой задаче.
Задача о шляпах (судя по письмам) оказалась для вас достаточно сложной.
На то есть причины. Это типичный пример задачи с большим поисковым полем.
Казалось бы должно быть много интересных идей, но их нет (или почти нет).
По большей части все решения сводятся к увеличению наклона зала,
введению различных санкций по отношению к дамам в шляпах или
к различного вида поощрениям за снятие этих шляп. Поэтому решение
этой задачи я пока рассказывать не буду. Подумайте еще. Понятно, что идеальное
решение (идеальный конечный результат -ИКР) - это, когда дамы сами,
без каких либо затрат со стороны кинотеатра, скандалов и других вредных
последствий, снимают шляпы. ИКР довольно прозрачно указывает на то,
что решение нужно искать в области психологии дам, а значит 100% результата
добиться будет сложно. И даже после этой подсказки решение задачи (а их вполне может быть
несколько) далеко не очевидно. ПРОТИВОРЕЧИЕ - наша сегодняшняя тема. Это, пожалуй, ключевой вопрос, от понимания которого зависит успех решения задач. И лучший способ объяснения этой темы - конкретные примеры. Практика решения реальных задач показывает, что за кажущейся простотой этого понятия, зачастую кроются значительные сложности в понимании сути противоречия. И это приводит к сбоям в решении задач. Поэтому сначала я предложу вам свой подход, который, на мой взгляд, позволяет наиболее просто объяснить, что следует понимать под противоречием и как его формулировать, а затем приведу выдержки из книг Г. Альтшуллера по ТРИЗ на эту тему. Начнем с того, что противоречие - это продукт нашего мышления. Противоречий в реальной действительности не существует. Это плод наших размышлений. Существует понятие диалектического противоречия. Его определение сформулировано в диалектической логике и выглядит примерно так. Диалектическое противоречие представляет собой опосредствованное промежуточными звеньями единство противоположностей. Я знаю, что от таких определений многим сразу становится тоскливо, поэтому лучше будет, если я попытаюсь объяснить все это своими словами. Начнем с того, что выясним, что такое противоположности? Здесь лучше обратиться к примеру. Вот два высказывания:
А. Большой запас воздуха. Эти высказывания представляются нам совершенно самостоятельными, между которыми нет никакой связи. Но достаточно отнести их к конкретному объекту и эта связь появится (в этом заключается их единство). Предположим, что таким объектом является резервуар для хранения воздуха. Теперь связь между высказываниями "А" и "В" обозначилась. Затем предположим, что оба эти высказывания имеют форму требований, одновременно предъявляемых к этому резервуару. Увеличение запаса воздуха в резервуаре может быть получено, например, за счёт увеличения его давления. Но увеличение давления воздуха в резервуаре снижает его эксплуатационную безопасность. Таким образом требования "А" и "В" становятся противоречивыми.
Таким образом, получилось, что требования И так:
Чтобы было понятно, в чем заключается отличие связи опосредованной и непосредственной, приведу пример противоречивых требований, между которыми существует НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ связь.
Резервуар большой, - резервуар не большой.
Но это пока не все. Дело в том, что структурно диалектическое противоречие
включает в себя формально-логическое противоречие. Только при формулировке
диалектических противоположностей и формально-логического противоречия
полностью раскрывается суть противоречия. А сейчас посмотрим, как формулируются диалектические противоположности (конфликтующие требования) в известных уже нам задачах.
Задача про жучков(Выпуск N 5)
Требование А: Высокая точность измерения температуры
Ситуация предполагает противоречие (если решения еще не знаем): Задача о композиции двух жидкостей.(Выпуск N 6)
Требование А: Высокое качество приготовления композиции из двух жидкостей
Опять (если не знаем решения): Проблема - совместить "А" и "В". Задача про царя с камнями.(Выпуск N 4)
Требование А: Царевну получить
И это не правильно! Логика, как это было в предыдущих задачах, сейчас не
соблюдается. А, если так.
Требование А: Честь не уронить (т. е. в камни сыграть, как договорено было) И что теперь?
Или честь держать, но голову потерять, Заметьте - царевна здесь оказалась ни при чем. Вот еще один забавный пример формулировки противоречия, который я позаимствовал у одного автора.
"Вот я, мол, в жизни, например, столкнулся с нехваткой денег.
А деньги нужны! Противоречие? Противоречие!
Почти, как в анекдоте. Понятно, что, если так формулировать противоречие и потом пытаться его разрешить, то денег не будет. Теперь задача о шляпах. Вот ее условие. Задача о шляпахОдин кинотеатр обратил внимание на обстоятельство, которое сокращало число зрителей. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают свои шляпы, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?Какие противоречивые требования существуют в этой ситуации?
Требование А: Оставить дам без шляп
Получаем: Проблема: - совместить требования "А" и "В", т. е. оставить дам без шляп и не вызвать у них недовольства.
Вариантов противоречивых требований для одной и той же задачи
может быть сформулировано достаточно много. Но если эти варианты
являются интерпретацией друг друга, то они, скорее всего, приведут к
одному решению.
Требование А: Оставить дам без шляп Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что формулирование диалектических противоположностей - это только первый шаг на пути формулирования противоречия. Но если здесь допущена логическая ошибка, двигаться дальше к решению задачи бессмысленно.
Теперь очередная и действительно интересная, на мой взгляд, задача. Задача о пескоструйной обработкеНа одном производстве требуется пескоструить (т.е. обдувать воздухом с песком) полость некоторой детали. Но эта полость имеет очень сложную форму, и после операции пескоструивания в полости оставался песок, который было очень сложно удалить. Продувание сжатым воздухом не помогало: песок наоборот только задувался в тяжело доступные участки полости. Что делать?До следующей встречи. Александр Барышников |
![]() Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|