ТРИЗ. Противоречие |
|
Интеллект Клуб30.04.2001Песок, шляпы и противоречие (2)В этот раз вы прислали достаточно много (около 30) хороших идей по задаче о шляпах и задаче о пескоструйной обработке. Действительно, главная цель - найти хорошую идею. Но любую хорошую идею можно испортить плохим исполнением. Важно и другое обстоятельство - как определить, какая идея хорошая, а какая не очень.Прошедшей осенью я проводил семинар для специалистов Воронежского машиностроительного завода. Там я также высказал мысль о том, что главное - это хорошая идея, а хороший специалист в своей области всегда найдет хороший способ ее реализации. На этот счет зам. главного конструктора этого предприятия, присутствующий на семинаре, рассказал мне старый, но очень уместный к этому случаю анекдот. Во время войны пришел один мужик в Кремль и стал требовать, чтобы его пустили к Сталину. Объяснял он это тем, что у него есть идея, как убить Гитлера. Ни с кем кроме Сталина он разговаривать не желал из-за большой секретности вопроса. Когда Сталин, наконец, согласился принять этого мужика, то он сказал, что для того, чтобы убить Гитлера, ему под кровать нужно подложить бомбу. Сталин удивился и спросил, как доставить туда эту бомбу. На что мужик ему ответил - главное идея, а как ее реализовать, Ваши специалисты решат. Так вот - хорошая идея это та, которая разрешает противоречие. Идеи, которые противоречия не разрешают, будут подобны той, что в этом анекдоте. В прошлый раз я рассказал, что первым шагом к выявлению противоречия является формулирование двух диалектических противоположностей, т.е. двух требований, между которыми нет непосредственной связи, и которые невозможно в существующей ситуации выполнить одновременно (первое требование исключает второе и наоборот). Теперь о втором шаге к формулированию противоречия.
Я уже говорил, что единство противоречивых требований заключается в том,
что противоречие обусловлено некоторой логической взаимосвязью между этими
требованиями. В проблемной ситуации всегда существует хотя бы один элемент,
через который и осуществляется эта взаимосвязь. Назовем такой элемент
СВЯЗУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ Задача о пескоструйной обработкеНа одном производстве требуется пескоструить (т.е. обдувать воздухом с песком) полость некоторой детали. Но эта полость имеет очень сложную форму, и после операции пескоструивания в полости оставался песок, который было очень сложно удалить. Продувание сжатым воздухом не помогало: песок наоборот только задувался в тяжело доступные участки полости. Что делать?Сформулируем противоречивые требования.
А. Пескоструить деталь.
Проверка.
Не сложно заметить, что одним из элементов, из-за которого возникает такая
противоречивая взаимосвязь требований "А" и "В", является песок (это
связующий элемент). Такая ситуация, когда к одному и тому же объекту предъявляются взаимно противоположные требования, называется ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ. Вот определение формально-логического противоречия Формальная противоположность явлений, предметов, понятий, высказываний и т. д. представляет собой отношение наличия и отсутствия какого-либо свойства, самого явления, процесса и т. д. Формально-логическое противоречие имеет следующие необходимые черты:
Теперь противоречия нет. Сам факт возможности такого разрешения противоречия еще не есть решение задачи. Но это очень серьезная подсказка, в каком направлении следует искать это решение. Другой важной подсказкой всегда является ИКР (идеальный конечный результат): Песок САМ исчезает из детали (не засоряет деталь), сохраняя возможность ее обработки.
Теперь можно привести решение этой задачи.
Стоит отметить, что в этом решении присутствует и разрешение противоречия
в смысловом отношении. Хочу обратить ваше внимание на то, что разрешение противоречия 3-м способом (в смысловом отношении) - это наиболее неочевидный способ. И если задача имеет решение, которое связано с применением этого способа, то такое решение найти наиболее сложно. Именно к этому (3-му способу) относится решение задачи о шляпах. Задача о шляпахОдин кинотеатр обратил внимание на обстоятельство, которое сокращало число зрителей. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают свои шляпы, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?
Начнем с противоречивых требований. Я их в прошлый раз уже приводил и
обратил ваше внимание на то, что таких формулировок может быть несколько.
Но как сформулировать требования, которые в наилучшей степени обозначат
противоречие в данной проблеме.
А. Не нарушать представление дам о своей привлекательности
Связующий элемент - шляпа. Вот один из вариантов того, как это можно сделать. Объявление Просьба к молодым дамам снимать шляпы во время сеанса. Идея понятна. Но любую хорошую идею можно испортить плохим исполнением. Вот пример.
Просьба к молодым дамам снимать шляпы во время сеанса. Учебную задачу о шляпах можно отнести к рекламной задаче, в которой требуется наиболее эффективно и с минимальными затратами добиться выполнения требуемого действия (например, покупки). Хорошее рекламное решение всегда устраняет противоречие. Вот реальная задача. Задача о продаже квартирыПри продаже своей квартиры хозяин часто переоценивает ее стоимость. Поэтому риэлторской фирме становится не выгодно работать с таким клиентом. Убедить клиента понизить цену крайне сложно. В этом его может убедить только время, потраченное им на безрезультатный поиск покупателя. Как быть?До следующей встречи. Александр Барышников |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|