ТРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач. АРИЗ |
|
Интеллект Клуб15.05.2001Алгоритм решения изобретательских задачАлгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - это основной инструмент ТРИЗ.АРИЗ - последовательность взаимосвязанных логических и эвристических шагов, в ходе которых осуществляется постановка задачи, выявление противоречия в ней, поиск идеи, разрешающей это противоречие, а также оценка и развитие найденной идеи.
В процессе развития ТРИЗ было разработано несколько модификаций АРИЗ.
На мой взгляд, наиболее практичной является версия АРИЗ-77. Вопрос эффективности обучения решению изобретательских задач с применением АРИЗ - это особый вопрос. Здесь проявляется некоторый парадокс. С одной стороны, логика АРИЗ понятна практически всем и прогресс в решении учебных задач достигается практически всегда. С другой стороны, следовать этой логике при решении реальных задач удается далеко не каждому. Главная причина этого явления, в моем представлении, психологическая. Многим логика АРИЗ представляется не вполне удобной для мышления. Особенно это заметно в отношении опытных разработчиков и конструкторов, у которых уже сложились собственные представления о подходах к решению творческих задач. Требуются усилия, чтобы заставить себя мыслить категориями АРИЗ. Мне довелось более 10 лет заниматься обучением ТРИЗ самых различных специалистов, как по возрасту, так и по инженерной квалификации. В научно-производственном объединении, где я работал, существовал постоянно действующий центр по подготовке специалистов для решения особо сложных инженерных задач предприятия. Практика показала, что для освоения основных инструментов ТРИЗ требуется не менее 80-100 учебных часов. В то же время не более 10% специалистов, прошедших эту подготовку, оказывались способными эффективно применять эти инструменты на практике. Тогда мне буквально по крупицам приходилось собирать специалистов в свое КБ, которое было предназначенное для решения таких задач. Было понятно, что АРИЗ - сильный инструмент. Анализ противоречия - безусловно, верное направление в создании универсального средства для решения любых творческих задач, но требуется существенное его упрощение и максимальная адаптация к привычному для мышления человека виду. Постоянная работа над сложными инженерными задачами, эксперименты по применению различных подходов к их решению позволили мне создать довольно простую, но очень эффективную технологию для решения творческих задач. Именно технологию. Потому, что для ее освоения требовалось гораздо меньшее время, и гораздо большее число разработчиков способно было овладеть ею и получать стабильно высокие результаты. Более того, не возникло никаких проблем с применением ее для решения бизнес-задач. Развитие же АРИЗ в направлении создания громоздкой и сложной в освоении модификации АРИЗ-85В, вряд ли решило подобную задачу.
Здесь я приведу основную (решающую) часть АРИЗ-77 и покажу его работу
на примере решения задачи о водопроводной трубе. Это простая (для
школьников) и одновременно очень наглядная учебная задача.
АРИЗ-77(фрагмент)Часть 2. Построение модели задачи.2.1. Записать условие задачи, не используя специальные термины.
Как быть? 2.2. Выделить и записать конфликтующую пару элементов. Если по условиям задачи дан только один элемент, перейти к шагу 4.2.
Правило 2: Вторым элементом пары должен быть элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (инструмент, второе изделие, внешняя среда). Правило 3: Если один из элементов (инструмент) по условиям задачи может иметь два состояния, надо взять то состояние, которое обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции технической системы, указанной в задаче). Правило 4: Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов, достаточно взять одну пару.
Инструмент (инструмент).
Разрушение трубы.
Проникновение в трубу с помощью инструмента позволяет определить направление потока воды, но приводит к разрушению трубы. Часть 3. Анализ модели задачи3.1. Выбрать из элементов, входящих в модель задачи, тот, который можно легко изменять, заменять и т. д.
Правило 6: Инструменты легче менять, чем изделия. Правило 7: Если в системе нет легко изменяемых элементов, следует указать элемент "Внешняя среда".
б. Для второго действия (указать вредное взаимодействие или взаимодействие, которое надо ввести) необходимо (указать физическое состояние: быть холодной, неподвижной, незаряженной и т.д.). Правило 9: Физические состояния, указанные в пунктах "а" и "б", должны быть взаимно противоположными.
в. Для предотвращения разрушения трубы рабочая часть инструмента не должна обладать проникающей способностью.
Часть 4. Устранение физического противоречия4.1. Рассмотреть простейшие преобразования выделенной зоны:
б. Разделение противоречивых свойств во времени. в. Разделение противоречивых свойств путем использования переходных состоянии, при которых сосуществуют или попеременно появляются противоположные свойства. г. Разделение противоречивых свойств перестройкой структуры: частицы выделенной зоны наделяются имеющимся свойством, а вся выделенная зона в целом наделяется требуемым (конфликтующим) свойством. Правило 10: Рассматривать только те преобразования, которые соответствуют ИКР (т. е. осуществляются сами по себе).
Наши затруднения в решении этой задачи возникали из-за того, что мы представляли, что проникновение в трубу возможно только механическим способом, который ведет к повреждению трубы. Решение же связано с переосмыслением понятия "проникающая способность" инструмента. Так, например, проникновение в трубу при помощи поля не приводит к ее разрушению.
4.2. Использовать таблицу типовых моделей задач и вепольных
преобразований.
Нет сомнений, что задачу о трубе вы все решили и без применения АРИЗ.
Это слишком простая задача для такого инструмента.
Кроме того, для нее возможны другие варианты формулирования противоречия. Задача о растворении сухого молокаИзвестно, что альпинисты для уменьшения веса берут с собой в горы сублимированные (обезвоженные) продукты питания. С водой проблем нет - кругом снег. Проблема была с растворением сухого молока. Порошок в воде слипается в комки, которые очень трудно растворить. Известные ухищрения, например, постепенно сыпать порошок в воду при одновременном помешивании, или, сначала изготовить густую "кашу" с минимальным количеством воды, а потом добавлять воду, мало что дают. Предложите решение.До следующей встречи. Александр Барышников |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|