Центр Креативных Технологий

ТРИЗ. Найти идею

Интеллект Клуб

23.07.2001

Пятое колесо в телеге?

Начну с фрагмента главы из книги Г. С. Альтшуллера "Найти идею", 1986 г.

Однажды на моем рабочем столе оказалось письмо, в котором сухо и деловито излагалась проблема. "Нашему проектно-конструкторскому институту предложена тема - разработать и внедрить систему автоматизированного проектирования (САПР) для ювелирного завода. Цель состоит в том, чтобы помочь ювелиру-художнику создавать новые изделия..." Далее следовала просьба: нельзя ли использовать теорию решения изобретательских задач "для активизации и формализации творческого процесса создания конструкции в диалоговом режиме на графическом дисплее из автоматизированного рабочего места (АРМ) в союзе с мощной ЭВМ".

Для специалиста по ТРИЗ азбучная истина: нельзя принимать на веру формулировку, в которой предлагают задачу. В письме упоминаются активизация творческого процесса, формализация, использование ЭВМ, создание автоматизированного рабочего места для художника... Клубок проблем! Между тем задача должна содержать только одну проблему, но - центральную, изначальную, ключевую, В письме эта проблема даже не названа...

Информация к размышлению:
Некая зарубежная ювелирная фирма выпустила кольца с камнями, меняющими цвет в зависимости от настроения владельца. Обычно камень в этих кольцах зеленый, но если человек чем-то взволнован, зеленый цвет сменяется фиолетовым. На страх и угнетенное состояние камень реагирует почернением. Забавно, правда? А секрет прост. Под прозрачным камнем помещен слой жидкокристаллического вещества, меняющего свой цвет при изменении температуры. Температура пальца зависит от эмоционального состояния человека. Колебания температуры невелики - от 31 до 33 градусов, но этого достаточно для чувствительных жидких кристаллов. Самое потрясающее: за первые полтора месяца было продано 35 миллионов этих колец!

Итак, обыкновенное кольцо плюс грошовая добавка жидкокристаллического вещества и капелька, самая малая капелька фантазии - в итоге получается новое ювелирное изделие, выпуск которого гарантирует фирме сенсационный успех. Спрашивается: нужны ли для этого дисплей, автоматизированное рабочее место и "союз с мощной ЭВМ"?

Представьте себе такую задачу: "Для повышения эффективности действия телеги надо автоматизировать рабочее место возчика, снабдить его магнитофонным устройством для звукового монолога ("Ну, залетные, живей пошли!.."), установить мощную ЭВМ, в союзе с которой возчик будет определять оптимальный режим бега коней". Пример ничуть не утрирован. Применительно к прошлому, к уже решенным задачам все ясно. Да, надо не автоматизировать рабочее место возчика, а менять принцип действия старой системы, переходить от телеги к автомобилю.


Да уж! Серьезный разнос устроил Генрих Саулович "незадачливым" авторам письма. Красноречия ему не занимать! Но самое интересное, что был он абсолютно не прав. Сейчас существует не один десяток программных продуктов, созданных на основе различных инструментов ТРИЗ. Что это? Заблуждение, непонимание и недооценка роли и возможностей компьютерных и информационных технологий в деле развития ТРИЗ и практического применения? Трудно сказать. Ведь с момента публикации этой книги прошло не так уж много времени - всего 15 лет.

А привел я этот пример для иллюстрации проблемы правильности или неправильности, актуальности или абсурдности постановки и решения творческих задач, а также оценки перспектив использования этих решений.

Выбор правильного направления развития техники или бизнеса, оценка последствий принятия тех или иных решений практически всегда дело очень тонкое и сложное. Здесь одного ТРИЗ явно мало. Необходим, наряду с чисто рыночными, учет множества других факторов, начиная от влияния новых решений на деятельность компании или предприятия и, заканчивая учетом различных правовых аспектов. Для решения задач прогнозирования, например, выбора наиболее перспективного направления развития, оценки уровня конкурентоспособности и перспективности новых продуктов и услуг разработано множество методов. Занимались этими направлениями и у нас. С середины 80-х годов начал активно изучаться и использоваться на практике метод ФСА (функционально-стоимостный анализ). На его основе были созданы подходы, позволившие при их совместном использовании с ТРИЗ созать эффективную систему управления стоимостью - систему повышения качества продукции при одновременном сокращении производственных затрат. К сожалению развал производства, который начался у нас в стране с 1990 года, положил конец развитию этого направления.

Теперь о вещах менее серьезных.

Задача о подсчете тараканов из прошлой рассылки с практической стороны явно абсурдная. Надо сказать, что решения этой задачи я не знаю. Эта задача - классический тест на определение творческих способностей, склада ума и даже характера человека. Такая информация всегда полезна для построения занятий, например, при дистанционном обучении. Однако после некоторых раздумий я не стал использовать этот тест в проводимых мной курсах дистанционного обучения. Поэтому у меня появилась возможность привести ее в рассылке. Результат получился очень интересный.

Вот одно из ваших решений.

На заре по утру, когда еще не все остатки пищи съедены, ворваться на кухню с диким воплем "Строится!!!!".
Ошарашенные тараканы от такой неожиданности должны построиться в шеренгу.
След. команда - "Рассчитайсь!"
Каждый таракан выходит вперед - а мы его считаем- после чего он задвигается назад.
После счета - команда "Разойдись".
И проделываем это каждый день - чтоб не ошибиться.
Усредняем данное число с учетом средневзвешенных отклонений - может кто проспал или занят любимым делом продолжения рода. Полученное число умножаем на Пи (3.14159265358.) , затем логарифмируем по натуральному основанию. Целая часть Арксинуса от полученного числа и есть искомое количество.
Потому как ошибешься и будешь ходить как дурак.
Но я то не дурак, хочу точно знать, сколько у меня тараканов.

Задача

Эту задачу предложил один из участников дистанционного обучения.
Использование больших (2 л.) пластмассовых бутылок для газированной воды, например, Кока-Колы, имеет существенный недостаток. Сразу все не выпьешь, а из-за увеличения пустого пространства в бутылке, концентрация углекислого газа в воде уменьшения и вода теряет свое качество. Как быть?
Действительно, на решении этой задачи можно заработать огромные деньги, но проблема в том, что решение должно быть очень простым и не приводить к заметному увеличению стоимости продукции. Иначе будет выгоднее купить 2 литра из нескольких меньших по объему бутылок, что сейчас выходит дороже.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации