Центр Креативных Технологий

Решение креативных задач

Интеллект Клуб

06.08.2001

По письмам Интеллект Клуба

Задача из прошлого выпуска.

Был эпизод, связанный с проектированием станции "Луна-16". Нужно было снабдить станцию компактной и сильной электролампой для освещения лунной поверхности "под ногами" станции. В процессе испытаний выяснилось, что спроектированная лампа не выдерживает перегрузок. Слабым местом оказалось соединение цоколя лампа со стеклянным баллоном. Срочно требовалось решение. Его нашел главный конструктор Г. Н. Бабкин. Какое?
(Г. С. Альтшуллер "Найти идею", 1986 г.)

Решение

Г. Н. Бабкин предложил вообще отказаться от стеклянного баллона - на луне нет воздуха.

Интересное письмо по поводу задачи о тараканах, приведенной в выпуске N 19, прислал Геннадий Садиков. С его разрешения привожу здесь это письмо.

Прочитал Ваше сообщение о задаче с подсчетом тараканов. Не стоит относиться к подобным "задачам" несерьезно. Расскажу одну историю, которая была у меня.

Когда-то давно, в советские времена, руководство крупного приборостроительного института у нас в Нижнем Новгороде (тогда г. Горький) решило расшевелить среди инженерного персонала изобретательскую деятельность. Кого-то из руководства, по-видимому, очаровало слово "веполь". Пригласили из общества "Знание" преподавателя и организовали ряд семинаров на тему АРИЗ. Преподаватель - женщина (к сожалению, не помню имени) оказалась достаточно профессиональной и построила занятия не на чтении лекций, а в виде тренингов. На одном из тренингов был организован "мозговой штурм" вокруг задачи: "Найти простой и эффективный способ герметизации на зиму щелей в оконной раме". Разрешалось предлагать любые, даже бредовые идеи. Когда все выдохлись, кто-то предложил: "Вот побрызгать бы в щели чем-то вкусненьким, выпустить на окно клопов, они в силу природного инстинкта заползут в щели, нажруться там, растолстеют и все щели заткнут". Посмеялись, но в протокол внесли. Затем все предложения раздали экспертам: физикам, электронщикам, химикам, механикам и др. Я как раз был эскпертом-химиком. Я сразу обратил внимание на этих клопов и увидел простой способ (по ассоциации "клопы-молекулы"): шприц с двумя растворами, смешивающимися на входе в щель. Каждый раствор содержит поверхностноактивное вещество и компонент, дающий пенополиурентан. Загнал в щель жидкость, за счет поверхностноактивных веществ она "втянулась" во все щели, произошла реакция и пена полиуретана заполнила все щели. Раствор испарился, пена затвердела. В то время у нас в стране производство компонентов полиуретана только осваивали и конечно же, не для бытовых нужд (для изготовления панелей легковых автомобилей). Эти клопы мне запомнились, и когда у нас в стране появились разные товары, в том числе всем сейчас известные тубы с полиуретановым вспенивающимся герметиком, я очень порадовался. Понял высокую эффективность процесса: "мозговой штурм - техническая экспертиза". Таким способом пользовался великий Эдисон. Он всюду носил с собой маленькую записную книжку и где бы не оказался-сразу записывал пришедшую в голову ассоциацию, или мысль, даже очень "бредовую". Затем сам для себя становился экспертом и делал анализ этих записей.

Теперь опять вернемся к тараканам. Если отнестись к задаче серьезно, то видится противоречие: "Тараканы должны свободно и хаотично бегать, как захотят, иначе они не будут тараканами. Тараканы должны собраться все в кучу, чтобы их можно было посчитать". Надо рассмотреть конкретнее свойства системы. Что может заставить всех тараканов прийти, хотя бы раз, в одно место? По моим сведениям, они не могут без воды - им нужен водопой. Квартира должна быть без щелей к соседям в стенах, окнах и дверях. Краны не должны течь (хороший евроремонт). Поставить блюдце с водой с одним открытым подходом к нему (как в аэропортах через электромагнит). В воду добавить изотоп, на входе к воде интегрирующий детектор изотопа. Напился таракан - его сосчитали при отходе от блюдца. Если к блюдцу возвращается уже ранее напившийся таракан (понравилась водичка), его опять сосчитали, но со знаком минус. Закрыть квартиру и уехать в отпуск. Приехать - все тараканы сосчитаны (на момент съема показаний, т.к. быстро, черти, размножаются).

В принципе, такой подход широко применяется в маркетинге. Если спрос на продукт не дифферинцирован, то потребители рассматриваются именно, как хаотически двигающиеся тараканы (типа броуновского движения). Дифференциация продукта, отвечающая предпочтениям потребителей, заставляет потребителей обращаться к этому продукту (как тараканов к блюдцу с водой), появляется суммарный вектор движения, ориентированный на дифференцированный продукт. Остается только "сосчитать" потребителей, продав продукт. Так что, не стоит пренебрегать тараканами.

Геннадий Садиков

Интересное письмо, интересный рассказ и хороший пример практического использования решения задачи о подсчете тараканов. Наверное, для лучшего понимания хорошо было бы на примере пояснить, что такое "дифференциация продукта, отвечающая предпочтениям потребителя" и как она осуществляется.

Вообще-то решение любой творческой задачи может стать основой для решения многих других творческих задач. Собирать, накапливать такие решения - это значит расширять свой опыт. В этом отношении в пользе решения задачи с подсчетом тараканов сомнений быть не может.

Так получилось, что эта рассылка оказалась целиком посвящена вашим письмам. Эдуард Морозов прислал письмо с предложением попытаться решить его реальную задачу.

Вот его письмо.

Я являюсь вашим подписчиком, и решил предложить реальную задачу, которую мне необходимо решить, и над которой я думаю уже некоторое время. Может быть, она будет представлять интерес и для других участников подписки.

Вот эта задача. Мне для определенных целей необходимо покрасить сырой рис в четыре цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Для этой цели я использую рис длинных сортов, типа Uncle Ben's, и пищевые красители (вообще-то мне необходимо использовать только пищевые красители). Краситель разводится водой, затем я опускаю сырой рис на некоторое время в воду, и затем я его высушиваю на бумаге. Вот теперь проблема. Мне нужен окрашенный твердый рис. Но рис после окрашивания в воде и высушивания становится хрупким и теряет свою твердость. Как быть? Как окрасить сырой рис пищевым красителем, чтобы он не потерял свои качества?

До настоящего момента я пробовал несколько других способов окраски: в небольшом количестве воды, чтобы рис пропитывался водой не полностью, а только его поверхность. Пробовал мочить пальцы в красителе и затем перетирать рис - этот способ эффективнее, но рис слабо окрашивается и процесс занимает довольно много времени, особенно если нужно покрасить целую пачку риса в 0,5 кг. Так что, пока я не нашел способа.

Надеюсь, что задача Вам понравится, и мы общими усилиями ее решим. Если нет, буду решать сам и, решив, пришлю Вам ответ, если Вы, конечно, заинтересованы.

Морозов Эдуард

Ждем ваших писем с вопросами и предложениями по решению этой задачи. Вопросы будут переадресованы автору, а ответы на них и ваши идеи будут опубликованы в следующем выпуске.
Для тех, кто окончил курс дистанционного обучения и ТРИЗовцев, эта задача хорошая возможность применить на деле свои знания.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации