Центр Креативных Технологий

Решение креативных задач

Интеллект Клуб

20.08.2001

Невидимые задачи

В статье научного обозревателя В. Губарева "110 минут среди тайн", которая была опубликована в газете "Правда" от 22.12.1978 г., описывался такой случай.

Задача 1

К разработчикам станции "Венера-12" обратились ученые из Института геохимии и попросили дополнительно разместить на станции прибор весом 6 кг. Позиция разработчиков по этому вопросу была однозначной - решить такую проблему невозможно. Аппарат уже изготовлен и каждый грамм его веса рассчитан.

Снижение полетного веса станции является сложнейшей инженерной задачей. При проектировании подобных станций идет борьба за каждый грамм веса. Все конструкции предельно облегчены и никакого запаса нет. Поэтому задачи по дополнительному снижению веса на 6 кг просто не существовало.

Тем не менее, настоятельная просьба ученых заставила поставить такою задачу, и ее решение было найдено.
В спускаемом аппарате станции имелся центровочный груз. Оказалось, что его функции, одновременно со своими, может выполнить этот самый прибор.

Вот еще несколько "невидимых" задач уже из моей практики, постановка которых считалась абсурдной, но которые, тем не менее, были поставлены и решены.

Задача 2

Разрабатывалась новая оптико-электронная система. В этой разработке должно было быть задействовано несколько крупных НИИ и КБ. На выполнение работ предусмотрено многомиллионное финансирование. Планируемые сроки разработки более 5 лет. Необходимо сократить сроки создания новой системы до 1 месяца.

Задача 3

Для обеспечения конкурентного превосходства выпускаемой предприятием продукции необходимо снизить ее цену в несколько раз за счет снижения себестоимости.

Задача 4

Необходимо в условиях жесткой конкуренции без дополнительных затрат в несколько раз увеличить объемы продаж некоторой продукции.

Каждая из этих задач была решена за счет сильных нестандартных идей, которые основывались на использовании скрытых резервов, о существовании которых никто даже и не подозревал (на то они и скрытые). Поэтому возможность существования таких скрытых резервов всегда должна предполагаться. Такое предположение, в свою очередь, позволяет увидеть "невидимые" задачи. Конечно, не все подобные задачи имеют решение, но если решение будет найдено, то результат может оказаться максимально простым и сверхвысоким.

В этой связи полезно еще раз поговорить о том, в чем заключаются причины, из-за которых возникают сложности в решении задач изобретательского класса.

В моем представлении существует две, принципиально различные ситуации.

Первая ситуация следующая. Мы располагаем знаниями для решения изобретательской задачи, но не видим, что можем их использовать. Почему не видим? Причина всегда одна, и мы ее уже знаем - выходу на решение препятствует противоречие, лежащее в основе творческой задачи. Выявление противоречия в этой ситуации позволяет проложить мостик от задачи к имеющимся у нас знаниям.
Большинство творческих бизнес-задач относятся к этой ситуации. Дело в том, что потенциально необходимый объем знаний для решения бизнес-задач много меньше, чем объем знаний необходимый для решения задач технических. Поэтому человек, обладающий достаточной эрудицией и владеющий методикой анализа противоречий, может успешно решать бизнес-задачи. Именно на этом построен курс дистанционного обучения решению бизнес-задач, который предоставляет инструмент для принципиально более эффективного использования имеющихся знаний.

Вторая ситуация при решении творческих задач является гораздо более сложной.
Мы не только не видим, какими знаниями необходимо воспользоваться для решения задачи, но и не располагаем этими знаниями. В этом случае выявление противоречия в задаче не способно привести к ее решению. Такая ситуация является типичной при решении технических задач изобретательского класса. Действительно, объемы технических знаний столь велики, что владеть ими не в состоянии ни один человек. Вот здесь как раз и необходимы компьютер и соответствующее программное обеспечение, которые способны хранить и быстро обрабатывать любые объемы знаний. В этом кроется ответ на один из "каверзных" вопросов скептиков: - почему, владея методами ТРИЗ, не удается решить многие изобретательские задачи. Для решения этой проблемы создано достаточно много различных компьютерных систем.

Действительно, человечеством накоплен огромный опыт решения изобретательских задач в различных сферах техники. Без преувеличения можно сказать, что не менее 90% всех новых решаемых задач является изобретением колеса. Как правило, решение "новой" задачи уже существует. Необходимо только его найти.

Хорошие примеры для иллюстрации сказанного выше приведены в книге Г. С. Альтшуллера "Найти идею".

При изготовлении фаянсовой посуды после первого обжига изделия делят на три группы, каждую из которых затем обжигают по своей технологии. Сортировку ведут по звуку: работница берет тарелку, ударяет ее металлическим молоточком и в зависимости от тональности звука кладет тарелку на одну из трех позиций. Такая сортировка - труд чрезвычайно монотонный и тяжелый. Естественно, возникла изобретательская задача: надо избавиться от ручного труда. И вот группа изобретателей разрабатывает... "рукастый" автомат. Одна рука автомата хватает тарелку, другая ударяет молоточком: звуковые колебания воспринимает микрофон, анализируются... словом, полностью скопированы действия человека. В истории техники есть множество примеров - весельный пароход, шагающий паровоз, "рукастая" швейная машина... "Рукастая" сортировочная машина была построена, ее пытались внедрить... и обнаружили массу недостатков. Машина резко повысила процент боя посуды; грубые манипуляторы машины были лишь внешней копией человеческой руки, которая на самом деле есть часть системы "рука - мозг". Машину не внедрили; деньги затраченные на ее создание оказались чистым убытком.

Но, может, в других областях техники аналогичные задачи решались, причем даже с более жесткими требованиями в отношении производительности и точности. Взять хотя бы радиотехнику. Резисторы, широко используемые в радиотехнике, - та же керамика, их надо обжигать и проверять. Но резисторы настолько малы, что молоточком их не проверишь. Есть автомат АКС-1: керамика просвечивается двумя монохроматическими лучами света, об обжиге судят по соотношению интенсивности, прошедших через образец световых потоков.

Задача 5

Зерно меняет свою структуру от воздействия на него солнца. Необходим точный и производительный способ анализа структуры зерна.

Можно выявить противоречие в этой задаче, но на этом, если нет необходимых знаний, все и закончится.

А решение у этой задачи аналогичное двум приведенным выше примерам.
А. С. 431 431: "Способ анализа структуры зерна пшеницы путем использования его оптических свойств, отличающийся тем, что с целью повышения точности анализа определяют пропускную и отражающую способность, а о структуре судят по их отношению".

Задача для решения

Ответственные детали приборов и механизмы хранят упакованными в пластиковую пленку. После удаления пленки необходимо убедиться, что на приборе или механизме не осталось ни малейших кусочков налипшей пленки. Как это сделать? (Патент США 3422347).

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации