Центр Креативных Технологий

Список Эйлоарта

Интеллект Клуб

27.08.2001

Список Эйлоарта

О решении творческих задач с помощью списков контрольных вопросов я уже рассказывал. Но среди множества подобных списков есть один, который, на мой взгляд, заслуживает особого внимания. Это список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности он дал ''программу'' работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить задачу.

Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие - глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще и тем, что многие его вопросы в той или иной степени совпадают с идеями, вошедшими в арсенал ТРИЗ.

Список контрольных вопросов по Эйлоарту выглядит так:

  1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.


  2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.


  3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.


  4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.


  5. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).


  6. Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.;
    теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.;
    различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.;
    переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.;
    эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.


  7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.


  8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.


  9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.


  10. Попробовать ''собственные'' (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.


  11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис-все с ней.


  12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.


  13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.


  14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.


  15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.


  16. В воображении залезть внутрь механизма.


  17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.


  18. Чья это проблема? Почему его?


  19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?


  20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?


  21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

На мой взгляд, этот список имеет оптимальную степень обобщения вопросов. Кроме того, он является настолько исчерпывающим, что мне не удалось припомнить ни одного готового решения, которое не подпадало бы под его действие.

Задачу, которую я привел в прошлый раз, никто из вас не решил. Попытки в том или ином виде использовать для решения задачи свет были, но до самой простой и наиболее эффективной идеи дело так и не дошло.

Задача

Ответственные детали приборов и механизмы хранят упакованными в пластиковую пленку. После удаления пленки необходимо убедиться, что на приборе или механизме не осталось ни малейших кусочков налипшей пленки. Как это сделать? (Патент США 3422347).

Решение

В патенте США 3422347 предложено добавлять в пленку люминофор. При освещении детали ультрафиолетовым светом остатки пленки на ней будут светиться.

Помните, в выпуске 22 мы обсуждали полезные применения решений задачи о подсчете тараканов. Тогда Геннадий Садиков наглядно нам их продемонстрировал, а я просил сделать его некоторые разъяснения по вопросу дифференциации продукта. Вот его пояснения.

    ''Дифференциация продукта, отвечающая предпочтениям потребителей'' - это широко используемый в маркетинге термин (я профессионально занимаюсь маркетингом). Означает новое существенное отличительное свойство того или иного товара (по упаковке, по цене, по потребительским свойствам и т.п.), удачно сочетающееся с явными или неосознанными ожиданиями основной массы потребителей (рынка), по сравнению с основной массой подобных товаров, уже имеющихся на рынке.

Одновременно Геннадий высказал интересную идею по решению задачи с покраской риса (см. выпуск 23). Думаю, что она будет интересна не только автору этой задачи, но и вам.

    Зерна надо помещать в оболочку из окрашенного пищевого полимера. Этот способ широко применяется в фармацевтической промышленности: таблетки и капсулы покрывают в красочные оболочки (и, конечно, без замачивания). Наиболее приемлемый способ: оболочка из окрашенного желатина или огар-огара. Желатин продается (продается, кажется, и огар-огар). Кажется, желатин и плавится (точно не помню). Окунать в расплав. Либо окрасить крутой водный раствор желатина. Окунать зерна риса (на сетке) в этот желатин и быстро подсушивать. Но надо экспериментировать. Может, применить другую технологию помещения зерен риса в капсулы из окрашенного желатина. Надо копнуть в фармацевтике, как там делают.

Теперь новая задача. Ее прислал и предложил для решения Вадим.

Задача

    Ни для кого не новость низкое качество покрытия дорог. Даже только что построенные имеют поперечную ребристость. Происходит это при раскатке асфальта катком, когда сначала, до определенного момента асфальт смещается под перекатывающимся катком. Затем каток переезжает этот ''валик'' и все повторяется. На практике, для катка, плавно преодолевающего такие холмики все нормально, а езда на автомобиле подобна езде по большой гладильной доске. Получается, что агрегат, назначение которого - укатать ровно, делает ''медвежью услугу''. Все было бы иначе, если бы ''валики'' создавались вдоль полотна дороги. Значит, нужна технология, по которой перемещающийся вдоль дороги каток раскатывал асфальт поперек дороги...

Вадим.    

По поводу этой задачи у меня возникли вопросы. Не является ли образование ''валика'' результатом нарушения технологии покрытия? Если так, то может быть, режимы этой технологии имеют слишком узкие допуски, и их очень сложно выдерживать? Возможно, что кто-то из вас поможет прояснить эти и другие вопросы, связанные с этой задачей.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации