Универсальный подход |
|
Интеллект Клуб03.09.2001Универсальный подходВо втором выпуске Интеллект Клуба был приведен рассказ Р. Шекли "Верный вопрос".Исчезнувшей космической расой был создан Ответчик. Ответчик мог ответить на любой вопрос, будь тот поставлен правильно. Но для того, чтобы правильно поставить вопрос, необходимо знать большую часть ответа на него. Именно по этой причине представителям многих других космических рас так и не удалось получить ответа ни на один свой вопрос. Кто-то из моих слушателей курса заметил, что, по всей видимости, человечество в области познания мыслительных процессов при решении творческих задач и управления ими находится в самом начале своего пути. Наверное, это действительно так. Но кое-чем мы уже располагаем. Известно много различных методов, направленных на облегчение поиска новой нестандартной идеи, но по существу все их можно разделить на две части. Первая часть - это, в моем представлении, методы информационной поддержки мыслительной деятельности, которые объединяют различные способы, приемы, правила, закономерности и т. п., и вторая часть - универсальный механизм управления творческим мышлением, основанный на анализе противоречия. Я думаю, что именно этот механизм, обладая универсальностью и всеобщностью, должен стать основой при создании теории управления знаниями в творческом процессе. Здесь нет никаких преувеличений. Действительно, в любой большой или мелкой проблемной ситуации, которые возникают постоянно перед человеком, он должен либо найти нестандартное решение, устраняющее противоречие, либо, если у него не хватает на это времени или способностей, выбрать наименее ущербное для себя стандартное решение. И принимает он эти решения, как правило, не задумываясь о том, что существует возможность осознанно использовать некоторый универсальный способ мышления, дающий ему неоспоримые преимущества перед окружающими. А суть этого способа проста - правильно сформулировать и задать себе "верный вопрос", потому что этот "верный вопрос" содержит большую часть ответа на него. Задав же "верный вопрос", становится проще получить и верный ответ.
Поясню все это на простых примерах.
Этот трюк исполняется под девизом: "Покупаете одну вещь, вторую берете бесплатно!" На самом деле цена просто вдвое завышена. Да еще и товар может оказаться неходовой. Тем не менее, на эту манипуляцию многие попадаются. Целью воздействия является жадность, желание получить что-то "на халяву".
Манипуляция - "Скидка только на этой неделе"
Получить больше и лучше. Вот ему и подсовывают "готовое решение". Как должен вести себя в этом случае искушенный покупатель? В этот момент он должен вспомнить о своей задаче и задать себе простые вопросы: "С какой стати магазин (продавец) помогает мне решать мою задачу, противоположную его интересам? Не есть ли это замаскированное решение его собственной проблемы?" Задав себе такие вопросы, получить на них правильный ответ достаточно просто.
В продуктовом магазине покупатель просит продать овощи посвежее: "Вон там, в том ящике". "Да? людям другим что достанется?" - парирует продавец, кивнув на очередь. Удар точен: очередь незримо напряглась, повисла тяжелая пауза, в течение которой строптивый покупатель ощутил всю тяжесть позиции отверженного. Но нет, есть еще силы: "Я отстоял очередь и имею право выбрать!" Какое право? Нетерпеливая очередь начинает волноваться. Никто еще ничего не сказал, но каким дураком он себя почувствовал - дернулся, обращаясь к очереди: "Вам тоже подсунут силос за бешеные деньги". Но вышло совсем глупо... молчание. А продавец невозмутимо исполнял роль статуи... Здесь бы я не согласился с расставленными акцентами. На мой взгляд, покупатель здесь вовсе не жертва. И вот почему. Есть товар (тот который есть), и на него назначена цена. Очевидно, что назначена правильно, если очередь стоит. А покупатель хочет за эту цену получить более качественный товар, нанося ущерб продавцу и другим покупателям. Но дело не в этом. Сейчас речь о другом. В процессе продажи и торга покупатель и продавец одновременно решают и ставят друг перед другом творческие задачи, но, естественно, с противоположными целями. И тот, кто найдет более сильное решение, получит преимущества. Для покупателя противоречие аналогично предыдущему.
Получить больше и лучше. И он своим публичным заявлением: "Я отстоял очередь и имею право выбрать!" ставит перед продавцом творческую задачу, примерно с таким для него противоречием.
Продать товар с намеченной прибылью. Как видим, задача эта оказалась для продавца простой и он достаточно эффективно ее решил. В связи с этой ситуацией я вспомнил собственный случай воздействия на продавца. Этот прием я специально не изобретал. Он обнаружился совершенно случайно. При покупке помидор мне не хотелось (так же, как и покупателю из приведенного выше примера) брать все подряд. Хотелось купить помидоры получше. Тогда я попросил продавца (без всяких коварных замыслов) разрешить мне отобрать помидоры и назначить за них ту цену, которую он сочтет нужной. Очереди не было. При этом присутствовало еще 2 - 3 человека. По всей видимости, поставленная перед продавцом творческая задача оказалась для него неожиданной. Возникло противоречие:
Продать товар с намеченной прибылью. И продавец не смог найти нестандартного решения, при котором оказались бы одновременно соблюдены оба эти требования. Последовал выбор в пользу второго условия - продавец сам отобрал наиболее качественный товар и не увеличил цену. Конечно, на его выбор повлияло еще и то обстоятельство, что мне нужен был всего 1 кг помидор, и демонстрация великодушия обошлась продавцу весьма дешево. Тем не менее, результат был достигнут. В дальнейшем я еще несколько раз испытывал этот прием и практически всегда он срабатывал. В худшем для меня случае увеличение цены было символическим. Думаю, что в данной ситуации дело не столько в НЛП, сколько в характере создаваемого таким путем противоречия в сознании продавца. Можете попробовать сами.
В магазин зашла женщина и направилась к прилавку. Покупателей почти не было. Продавец смерила женщину оценивающим взглядом с ног до головы, что несколько ту смутило, ибо одежда ее была "не очень". Попросила показать термосы. "Конечно, этот подошел бы вам больше" - сказала продавец, указывая на самый дорогой. Сказано это было тоном, означающим "не с Вашим тощим кошельком покупать хороший товар". "Вот именно его я и беру!" - вспыхнула в ответ женщина. Конечно, выкладывая последние деньги, она и рада была бы пойти на попятную, но отступить - значит "унизить себя перед этой мерзавкой".
Выглядеть достойно.
Женщина - покупатель не смогла в короткое время найти нестандартное решение, устраняющее это противоречие,
и сделала выбор в пользу ситуации "Выглядеть достойно", поскольку в ее
представлении это наносило ей меньший ущерб. Именно на это и рассчитывал продавец. Здесь я привел простейшие примеры того, как перед нами постоянно возникают противоречивые ситуации. При этом последствия от принимаемых нами решений для этих примеров не столь серьезны. Однако есть ситуации, когда цена принимаемого решения может быть существенно выше. Часто бывает, что нестандартные, а иногда одновременно и быстрые, решения требуются при разрешении проблем, возникающих в ходе переговоров, при оценке деловых предложений, проектов, при разработке рекламных, маркетинговых, управленческих или других схем. Все это мы называем бизнес-задачами. Умение же решать такие задачи и находить сильные нестандартные идеи, во многом зависит от того, способны ли мы различать заложенные в них противоречия, ставить верные вопросы и получать правильные ответы. Естественно, возникает вопрос: "Действительно ли можно научиться такому видению проблем и овладеть универсальной методикой их разрешения?" В аннотации к курсу дистанционного обучения решению бизнес задач я написал: "Можно изучать различные вопросы: "Как проводить переговоры", "Как создавать эффективную рекламу", "Как увеличить продажи" и т. п. А можно научиться всему этому, овладев технологией решения бизнес-задач". Звучит фантастично, но на самом деле все так и есть.
Теперь о другом. Задача
Решения этой задачи будет приведено в следующем выпуске. До следующей встречи. Александр Барышников |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|