РФК |
|
Интеллект Клуб17.12.2001Развертывание функции качестваВ этом выпуске будет продолжена тема РФК.В 1-ом номере журнала "Методы менеджмента качества" за 2002 год будет опубликована большая статья "История возникновения, развития и перспективы использования развертывания функции качества". Автор этой статьи мой коллега А.М. Кузьмин любезно разрешил мне использовать некоторые факты, приведенные в этой статья, для того, чтобы продемонстрировать то значение, которое уделяется этому методу в Японии и США. Кстати, по мнению автора, более правильным переводом названия метода с японского языка будет "Развертывание функции качества".
Идея развертывания функции качества появилась в Японии в конце 1960-ых
годов. РФК зародилось в обстановке, когда японская промышленность от
подражания и копирования перешла к концепции разработки новой продукции на
основе всеобщего управления качеством (Total Quality Control). Эту
взаимосвязь подчеркивает подзаголовок "Подход к всеобщему качеству в рамках
компании" самой первой книги по теме РФК - "Развертывание функции
качества", написанной профессорами Сигэру Мидзуно и Ёдзи Акао и изданной в
Японии в 1978 году. Эта книга была переведена Гленном Мазуром и в
1994 году вышла на английском языке в новой редакции, озаглавленной РФК:
Подход к планированию и развертыванию качества на основе потребительского
спроса. Задача Сигэру Мидзуно и Ёджи Акао состояла в том, чтобы
разработать метод обеспечения качества, который предполагал бы
удовлетворение потребностей заказчика в продукции прежде, чем она была бы
изготовлена. * * * Теперь понятно, что речь идет об очень важном методе, способном коренным образом повлиять на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Но в чем собственно заключается суть вопроса?Любые, даже самые сложные вопросы, можно понять, если перейти к простым примерам. Пример 1Приготовьте пшенную кашу с фруктами и медом.Для этого необходимо: хорошо промытое пшено всыпать в кипящее молоко, добавить сахар и 10 г масла и варить до загустения; затем добавить промытые фрукты, вымешать, плотно закрыть крышкой и на на 2-3 часа поставить в нежаркий духовой шкаф или на плиту. Подавать к столу с маслом. Отдельно подать мед. Пшена 50 г, чернослива - 30 г, абрикосов сушеных - 20 г, изюма - 20 г, молока - 100 г, масла сливочного 20 г, сахара - 5 г, меда - 30 г. Пример 2Создайте поэтическое произведение по художественному уровню конкурентоспособное роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".В чем разница между двумя приведенными примерами? Разница в мелочи. В первом случае необходимо в точности воспроизвести (повторить) известный результат - приготовить кашу, имея необходимые количественные данные и последовательность действий. Во втором случае результат тоже известен, но копировать его не надо, а надо создать нечто, что потребителю понравилось бы не меньше, чем аналог. Что делать для решения второй задачи? Может надо подробно описать и регламентировать работу автора? Указать, как ему следует сидеть за столом, на какой бумаге и чем писать, как часто делать перерывы и чем питаться в период создания шедевра и т. д., и т. п.? Всем понятно, что это бред. Впрочем, не всем. Не всем потому, что у нас без труда можно найти фирмы, которые за определенную плату готовы регламентировать, формализовать и нормировать работу, например, рекламиста или маркетолога в любой компании. Но поскольку у нас речь идет о вещах серьезных, то мы не будем брать в расчет эти "технологии", ничего не имеющие общего с методом РФК. Итак, речь идет о переводе запросов потребителя в технологии производителя. Для того, чтобы это сделать, следует, прежде всего, научится описывать эти самые запросы в такой форме, которая позволяет установить связь между ними и техническими характеристиками продукции, которыми, в свою очередь, оперирует производитель при ее выпуске. Кроме того, связь между характеристиками продукции и запросами потребителя должна быть описана в интегральном виде. Ведь потребитель оценивает полезность и делает выбор в пользу той или иной продукции совокупно по всем ее характеристикам. И еще. Потребителю важно не только то, в какой степени продукция удовлетворяет его запросы, но и сколько ему придется за это заплатить. А это значит, что производитель должен уметь определять цену, адекватную качеству его продукции, и так организовать производство, чтобы вписаться в эту цену и получить прибыль. Итак, что все это дает? Это дает информацию для точной постановки задач по созданию конкурентоспособной продукции. Такова, в моем представлении, суть РФК. В свое время, мне пришлось на практике применять функционально-стоимостный анализ при конструировании сложных оптико-электронных систем. И не просто применять, а одновременно заниматься и разработками в сфере совершенствования этого метода. Отсутствие в ФСА подхода, называемого сейчас развертыванием функции качества, вызывало тогда основные проблемы, особенно в применении ФСА для разработки новых изделий. Решению этой проблемы было посвящено достаточно много времени. Был разработан метод, который решал аналогичные задачи, и, судя по имеющейся информации о РФК, наш метод проще, хотя по своей сути это тоже развертывание функции качества. О примерах использования этого метода я расскажу в следующем выпуске. Благодарю всех за присланные письма. До следующей встречи. Александр Барышников |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|