ФСА плюс развертывание функции качества |
|
Интеллект Клуб27.12.2001Функционально-стоимостный анализ плюс развертывание функции качестваСначала коротко о том, что такое функционально-стоимостный анализ (ФСА). ФСА - метод, позволяющий решать задачи повышения качества продукции при одновременном снижении затрат на ее производство. ФСА предлагает в первую очередь рассматривать не объект, а его функции, поскольку именно функции и уровень их выполнения интересуют потребителя. Одновременно потребителя интересует, сколько ему придется заплатить за приобретение этих функций. Чем лучше в продукции реализуются необходимые потребителю функции и, чем меньше его затраты, тем предпочтительнее для потребителя будет эта продукция. Таким образом, в ФСА основным критерием конкурентоспособности продукции является соотношение качества продукции и затрат потребителя (цена плюс эксплуатационные затраты). В ФСА такое соотношение называется потребительной стоимостью.
Для успешного проведения ФСА необходимы условия. Эти условия оговариваются в организационных
принципах ФСА. Главным из этих принципов является то, что руководство работами по ФСА должны осуществлять
первые лица предприятия. Вопрос конкурентоспособности - это приоритетный вопрос и требует
соответствующего статуса. Метод развертывания функции качества направлен на решение той же задачи - повышение конкурентоспособности. Главная идея РФК - перевод оценок качества продукции с позиции потребителя в ее технические характеристики. Но сделать это можно, используя методы формулирования функций, разработанные в ФСА. Возьмем для примера такую понятную всем продукцию как стиральный порошок.
С позиции ФСА главная функция стирального порошка - удалять загрязнение с белья. Технические характеристики могут изменяться в широких пределах. Соответственно будет изменяться степень реализации перечисленных функций, а значит, и качество продукции. Что желает получить потребитель, выбирая стиральный порошок? Естественно, потребитель хотел бы, что бы стиральный порошок отстирывал любое белье, возможно лучше, быстро и при минимальном расходе, не портил белье, был безвреден во всех отношениях, и стоил бы, как можно меньше. Это ясно. Понятно также, что добиться наилучших характеристик, т. е. идеального качества невозможно. Тем не менее, для того, чтобы потребитель предпочел нашу продукцию продукции конкурентов, необходимо постоянно совершенствовать эту продукцию. Необходимо понимать, какие характеристики стирального порошка требуется изменить и на какую величину, а также в какую цену при этом необходимо уложиться. Для решения этих задачи необходимо установить зависимость между уровнем качества продукции и значениями ее характеристик. Кроме того необходимо установить зависимость между уровнем качества и конкурентоспособной ценой. Если мы умеем решать эти две задачи, то можем получить много крайне важной информации. Например:
Получив эту информацию, можно поставить конкретные задачи перед конкретными специалистами. Правильно же поставленные задачи во многом предопределяют успех дела. В прошлый раз я говорил, что нами был создан свой метод. По сути он объединяет главные идеи ФСА и РФК и содержит некоторое ноу-хау позволяющее математически моделировать влияние характеристик продукции на ее качество. Применение этого метода в практике НИОКР давало исключительно высокие результаты. Достаточно сказать, что сроки проведения одного из ОКР из сферы высоких технологий удалось сократить с трех лет до полугода. Использовать этот метод можно не только в технике. В период активного роста вторичного рынка недвижимости риэлторские фирмы в Москве работали, что называется, с телефона. Тогда диспетчеры, а их на некоторых фирмах работало несколько десятков, с телефона вносили в базу данных предложения о продаже квартир. Желательно было быстро выявлять выгодные предложения и первым их реализовывать. Ведь продавец звонил во все фирмы подряд, и выгодные предложения реализовывались за один день. Квалификация диспетчера не позволяла ему оценивать предложения продавцов, а специалисты фирмы просто физически не могли справляться с таким потоком информации. Поэтому принцип работы был простой: заявка продавца лежала в базе данных и пассивно ждала запроса от покупателя. Тогда на основе нашего метода была сделана программа, которая по основным характеристикам квартиры определяла ее конкурентоспособную цену. Программа оценивала все предложения, вводимые диспетчерами, и, если цена заявляемая продавцом была ниже рыночной, информация о таком предложении появлялась на дисплее эксперта. Такая программа в режиме online оценки квартир одно время была приведена на нашем сайте с целью демонстрации возможностей ФСА. Но потом мы ее убрали, поскольку постоянно приходилось отслеживать изменение рыночных цен и подстраивать программу. Надо сказать, что на нашем сайте приведена наиболее исчерпывающая информация о ФСА. Используемая в программе модель рынка недвижимости имела и другое полезное применение. С ее помощью можно было прогнозировать динамику роста цен на квартиры в различных категориях домов (тогда цены росли). Активная деятельность фирм на рынке недвижимости, например, по расселению "коммуналок", а также другие процессы, вносили неравномерность в изменение цен. Были периоды, когда что-то рынком переоценивалось, а что-то недооценивалось. Увидеть это стало возможным с помощью программы. Кроме того, наглядно стали видны причины, вызывающие такие перекосы. Далее, учитывая обычные законы рынка, можно было прогнозировать изменения в динамике цен. Это давало возможность, наряду с обычной риэлторской деятельностью, заниматься инвестициями в недвижимость и получать дополнительные прибыли. Возможность количественной оценки качества и определения соответствующей этому качеству конкурентоспособной цены может быть использовано в самых различных сферах бизнеса, например, для эффективного менеджмента. Ведь с таким же успехом можно оценивать эффективность бизнес-процессов и затрат расходуемых на их выполнение. Об этом в следующем выпуске. До следующей встречи. Александр Барышников |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|