ТРИЗ. Использование физических и физиологических эффектов |
|
Интеллект Клуб18.03.2002Использование физических и физиологических эффектовВ ТРИЗ использованию физических эффектов и явлений отводится особая роль. Считается, что их применение позволяет получить наиболее сильные решения. И это действительно так. Дело в том, что любой физический эффект сам по себе разрешает противоречие. Так, например, при контакте двух полупроводников с различным видом проводимости разрешается в пространстве противоречие "наличие-отсутствие" проводимости - в одну сторону ток течет, в другую - нет. Эффект электрического пробоя в газах может разрешить это же самое противоречие во времени. В момент пробоя проводимость имеется, в другое время отсутствует. Анизотропия оптических свойств в пропускании света позволяет изготавливать светофильтры, которые разрешают противоречие "наличие-отсутствие" пропускания света в отношении различных участков его спектра. И т. д. Получается, что физические эффекты являются готовыми решениями для разрешения множества противоречий. Конечно, если известный физэффект при решении инженерной задачи применен по своему прямому назначению, то такое решение вряд ли может претендовать на изобретение. Другое дело, если физэффекту найдено новое оригинальное применение.Так, например, если эффект нагрева проводника при прохождении через него электрического тока используется для создания обычного нагревателя, то сегодня таким решением уже никого не удивишь. А вот решение, в котором этот эффект используется для обнаружения микротрещин по наличию зон повышенного нагрева, вполне можно считать изобретательским. Так обстоит дело с применением большинства физических эффектов и явлений в решении изобретательских задач в технике. А что мы имеем при решении изобретательских бизнес-задач? Здесь существует одна принципиальная особенность - это присутствие в большинстве таких задач человека. В таком сложном "устройстве" как человек проявляются весьма интересные эффекты, которых в технике или физике просто не существует. Например, способность удивляться, радоваться, пугаться, привыкать или приспосабливаться к различным условиям, обучаться, упрямиться, негодовать и т. д. И здесь, в решении бизнес-задач, существует аналогичная ситуация. Каждый из этих "физиологических эффектов" разрешает то или иное противоречие. Действительно, многие решения в бизнесе основаны на "эксплуатации" этих способностей человека. Возьмем, к примеру, рекламу. Многие рекламные решения основаны на использовании такой известной всем способности человека, как его инерционность мышления. Реклама "подкидывает" вам некоторую незаконченную мысль, а вы сами додумываете ее в нужном для рекламы направлении, обусловленном общими для большинства людей стереотипами мышления. Часто можно наблюдать, как рекламисты стараются взять нас на испуг. Вспомните рекламный ролик с обросшим накипью нагревателем стиральной машины. Показывают такую накипь на нагревателе, что действительно кто-то и напугается (если не вспомнит, что в электрическом чайнике ничего подобного не наблюдается). Все это предназначено исключительно для человека. Ведь на работу стиральной машины вряд ли удастся повлиять показом ей перегоревшего нагревателя. Опять же, если двоечнику за полученную пару отвешивать подзатыльник, то это может повлиять на его успеваемость. А вот телевизор, плохо принимающий сигнал, таким путем усовершенствовать не удастся. Точно также, как в технике, при решении бизнес-задач можно использовать существующие физиологические эффекты по прямому назначению или находить неожиданные, нестандартные возможности их применения. Также как в технике, последние решения будут более сильными. Хочу здесь привести один интересный пример бизнес-задачи. Прислал его вместе с хорошим разбором ситуации Валерий - один из слушателей, окончивший курс "Технология поиска бизнес-идей". ЗадачаВ своё время, когда Генри Форд создал свой конвейер, то очень гордился им и водил в цеха экскурсии, где демонстрировал его работу. Но толпы экскурсантов мешали рабочим, отвлекая их от работы, что снижало производительность. Рабочие пожаловались Форду на это и тот придумал ход, который ликвидировал проблему. Что он сделал?Валерий увидел, что противоречие в данной ситуации в конечном итоге сводится к необходимости одновременного "наличия и отсутствия" помехи в работе. Действительно, помеха должна отсутствовать, чтобы не снижать производительности труда и должна существовать, если мы хотим демонстрировать работу конвейера экскурсантам. Для решения этой задачи Форд использовал эффект, присущий только человеку - эффект привыкания, адаптации к существующим условиям. Он увеличил интенсивность экскурсий, чтобы рабочие быстрее приспособились к работе в условиях "помех". Таким образом, противоречие оказалось разрешено: "помеха" имеется в лице экскурсантов и отсутствует, поскольку рабочие научились ее не замечать. В данном решении эффект адаптации человека используется по своему прямому назначению и наверняка не без вредных последствий для нервной системы. Но таков исторический факт. Может кто-то из вас предложит другое, более хитрое, безвредное и одновременно простое решение этой задачи. Теперь вернемся к использованию физических эффектов и явлений в ТРИЗ. Здесь имеется специальный указатель физэффектов, который позволяет подобрать нужный эффект для решения той или иной изобретательской задачи. Посмотреть его можно на нашем сайте в разделе ТРИЗ. Подобный указатель может быть составлен и для решения бизнес-задач, только вместо физических, в нем будут фигурировать физиологические эффекты. Эффективность такого указателя будет не ниже чем в ТРИЗ, а составить его может каждый из вас. О прошлой задачеВ прошлом выпуске была приведена такая задача.ЗадачаСборщик собирает изделие. Одна из операций надевание резиновой трубки на цилиндрический штырь длиной 5 мм. Трубка жесткая (плохо растягивается), фаска на штыре маленькая, поэтому завести трубку на штырь трудно. Что посоветуете? Трубка на штыре должна держаться прочно.Писем с предложениями пришло достаточно много. Но (вы будете смеяться) ни одного с правильным решением. Где же практики ТРИЗ?! Оставляю эту задачу до следующего раза. Только больше не предлагайте наморозить сосульку, или распарить трубку. И вообще, то, что пришло вам в голову за первые тридцать секунд, можете не предлагать. Наверняка сборщик додумался бы до этого сам и увидел причину, почему это решение не подходит. В задаче простенькое, но противоречие. До следующей встречи. Александр Барышников |
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|