Центр Креативных Технологий

ТРИЗ. Ресурсы при решении изобретательских задач

Интеллект Клуб

16.05.2002

Ресурсы при решении изобретательских задач

О том, что большинство изобретательских задач решается за счет нахождения скрытого ресурса, уже говорилось в одном из наших прошлых выпусков. Сегодня разговор еще раз пойдет на эту тему. Скрытый ресурс, позволяющий устранить проблему - это не всегда какой-то незамеченный и неиспользуемый до сих пор источник. Часто - это некоторый неучтенный нюанс, существующий в данной ситуации, использование которого и позволяет найти решение задачи.

Вспоминается один случай.

Предприятие разрабатывало новый высоко точный датчик угловой скорости. Датчик требовал юстировки. Для этого необходимо сообщать датчику в широком диапазоне заведомо известные угловые скорости и "привязывать" их к электрическому сигналу датчика. Проблема заключалась в том, что точность задания и поддержания угловой скорости требовалась не менее 0,05%. Ни одна система управления электрическим приводом, на котором можно было бы построить юстировочный стенд, такой точностью не обладала, хотя бы потому, что не существовало столь точного датчика. Возникал тупик: чтобы создать высоко точный датчик угловой скорости, необходим другой еще более точный датчик.

Проблема висела мертвым грузом. Никто из разработчиков отдела, которому было поручено проектирование сденда не знал, как к ней подступиться. На начальника отдела постоянно давили сверху, требовали немедленно решить проблему и приступить к разработке.

Тогда начальник решил создать видимость работ и поручил эту разработку одному неопытному инженеру, только что пришедшему в отдел после окончания института.

Не долго думая, этот инженер принял самое простое решение - спроектировать стенд на основе шагового двигателя. С его помощью можно было задавать и поддерживать угловые скотости практически с любой точностью. Это было известно всем. Всем, кроме этого инженера было известно и то, что шаговый двигатель с его дискретностью хода для юстировки датчика не годится. Но молодому инженеру объяснять это никто не собирался. Важно было отчитаться, что процесс пошел. Разработка велась на основе технического задания, в котором очевидные вещи не описывались, а заказчиков-разработчиков датчика начальник напрямую к этому инженеру не подпускал, чтобы те не подняли шум.

Короче, чертежи были сделаны, стенд изготовлен. Пришло время испытаний. Стенд передали заказчикам. Начальник готовился к грандиозному скандалу, но его почему-то не последовало. Тогда он послал инженера к заказчикам выяснить, довольны ли они работой юстировочного стенда. Там ему сказали, что все нормально. Была, правда, сначала небольшая проблема с дискретностью хода стенда, но они ее легко устранили. Дело в том, что датчик разрабатывался для систем автоматического управления летательными аппаратами, которые инерционны, и не могут перемещаться с высокими угловыми скоростями. Поэтому диапазон высоких угловых скоростей был исключен из работы датчика - высокочастотная несущая была отфильтрована. Именно в этом нюансе, о котором почему-то все забыли, и заключалось простое решение проблемы.

А вот проблема из нашей действительности.

Существуют крупные магазины бытовой техники. Есть такие, где несколько этажей битком забиты всеми мыслимыми и немыслимыми образцами бытовой техники. Есть все, что втыкается в электрическую розетку, подсоединяется к водопроводу, газу или вообще никуда не включается. На каждом шагу продавцы-консультанты. О любом холодильнике, телевизоре, пылесосе и т. п. расскажут и все покажут.

Теперь вопрос: во сколько обходится содержание всего этого хозяйства? Ответ очевиден: обходится дорого. Затраты, естественно, включены в цену товаров. И что мы имеем? Каждый экономный покупатель (а таких большинство) придет в такой магазин, все посмотрит, получит бесплатные консультации, выберет товар... и купит его в другом магазине или еще лучше, закажет по телефону с оптового склада (таких достаточно), поскольку так будет дешевле. Вот и выходит, что мелкие магазины и оптовые склады используют в своих интересах ресурс крупных магазинов. Для крупных же магазинов налицо проблема, решать которую они даже и не пытаются. И напрасно. Во многих случаях ресурс для решения этой проблемы существует.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации