Центр Креативных Технологий

Творчество и гармоническое развитие

Интеллект Клуб

10.03.2003

Творчество и гармоническое развитие

Обсуждение задачи Дмитрия о видеопрокате на форуме завершилось. Завершилось небольшой перебранкой, но видно без этого не обойтись. Поскольку новых предложений долго не поступало, я закрыл эту тему для дальнейшего обсуждения (для просмотра она открыта).

К сожалению ни кому не удалось выйти на решение Дмитрия, поэтому само решение, как было оговорено ранее, раскрыто не будет. Но Дмитрий не возражает против того, чтобы его задача была включена в программу нашего курса дистанционного обучения "Технология поиска бизнес-идей". На наш взгляд, эта задача и ее решение, вполне этого достойны.

Кстати, сам форум пришлось дорабатывать на ходу, и сейчас он существует в окончательном виде.

Что касается другой темы – предложения Игоря организовать решение задач на заказ, то мнения здесь разделились (от одобрительных до крайне отрицательных). Скептики считают, что находить нестандартные решения все равно не получится (пример – задача Дмитрия), а стандартные решения мало интересны. Также было высказано предложение, которое представляется наиболее последовательным – это первоначальное создание на форуме творческой среды, которая образуется вокруг решения задач, а дальнейшее будет видно. Последуем этому предложению. Вот задача для решения на форуме.

Задача

Печатные платы с множеством размещенных на них элементов распаиваются обычно на специальной установке &150; нижняя поверхность платы с торчащими выводами элементов омывается волной расплавленного припоя, и происходит одновременное запаивание всех выводов. Но как быть, если часть элементов планарные микросхемы, у которых выводы расположены параллельно поверхности платы и должны быть распаяны с той же стороны, с которой установлены сами элементы? Т.е., как обеспечить пайку планарных выводов на установках с волной припоя вместе с остальными обычными элементами?

Сейчас эта задача уже размещена на форуме нашего сайта. Приглашаем всех желающих принять участие в ее решении и формировании творческой среды. Контрольный ответ задачи естественно имеется и будет сообщен.

* * *

Творчество и гармоническое развитие менеджеров

Фрагмент статьи Креативный менеджмент, Ванюрихин Г.И., журнал Менеджмент в России и за рубежом №2/2001

Творческими работниками раньше было принято называть деятелей литературы и искусства. На самом деле творит человек любой профессии, если он находит новое решение известной задачи, разрешает проблему или открывает новое направление. В данной статье мы стремились показать только некоторые творческие задачи менеджера и подходы к их решению.

Философы спорят о первоначальном толчке творческой мысли, о предвосхищении или антиципации. "Скажем, можете ли вы по желанию иметь мысль? Не ту, которая известна, а новую? Можно ли захотеть сделать открытие " и сделать его?", – спрашивает М.Мамардашвили. И отвечает: "Я считаю, что нельзя: Значит, чтобы познавать, нужно как бы заранее знать то, что ты хочешь или должен познать:Тогда как вообще возможно это движение мысли? Откуда оно? Каким образом?" В том же ключе о предвосхищении говорил И.Гете: "Если бы я, благодаря антиципации, уже не носил в себе этот мир, то я, зрячий, остался бы слепым". И, наконец, вот что пишет ак. В.А.Энгельгардт: "Ничего мы не делаем, говорит Пастер, не имея предвзятой идеи. Предвзятые идеи, если они подвергнуты суровому контролю эксперимента, становятся живительным пламенем науки".

Мы придерживаемся той точке зрения, что импульс творчества связан с чувством дисгармонии, со стремлением (скорее неосознанным!) соединить два несовпадающих мира-образа: внешнего и внутреннего. И в этом плане всестороннее и гармоническое развитие обучаемых (включая менеджеров) и, таким образом, формирование внутренней модели мира, предстает в новом свете: как необходимое условие развития творчества. Узкая направленность знаний идет против природы, так как, по выражению Д.Дидро, природа ничего не знает о том, что ее поделили на разные науки. И не случайно, а по логике самого предмета, в данной статье мы вторгались в различные области знаний.

Развитие способностей – это как бы инверсная задача по отношению к обучению. Вначале, на основе анализа области деятельности определяются профессионально значимые способности и необходимые личностные качества, а затем подбираются дисциплины, предметы, учебные и практические ("неочищенные") задачи, деловые игры – для развития способностей конкретного человека с учетом его данных и наклонностей (здесь неизбежен индивидуальный подход). Естественно, что при подборе учебных задач нельзя ограничиваться одной областью знаний. В то же время выделение противоречий и творческих вопросов позволит обучаемому активно включиться в творческую деятельность и выработать метазнания, то есть знания о том, как добывать новые знания. Не просто поиск компромисса (для сглаживания противоречий), а выход в новые пространства с увеличенными степенями свободы (надситема, самооганизация в пространстве и времени, самообучение, и др.) – это одновременно и творческие приемы, и метазнания (когда они становятся инструментом решения задач в новой области), и путь к развитию интуиции.

Интуицию как способность увидеть целое, минуя детали, как умение быстро решить новую, никогда не бывшую в опыте, задачу относят к важнейшим и до конца не изученным орудиям творчества. Эту способность идентифицируют с высокой скоростью протекания мыслительных процессов, которые при этом приобретают новое качество, а также с развитым пространственным мышлением. Современные информационные технологии и компьютерная графика позволяют придавать изучаемым процессам любую скорость, а объектам – любую конфигурацию, что может быть сознательно использовано для развития интуиции у обучаемых. При этом, как напутствует Д.Уотсон (один из авторов "двойной спирали" – структуры ДНК), "...вы должны удерживать в памяти целый воз фактов – не в компьютере, а в голове! – чтобы вас вдруг осенила интересная идея".

В недрах подсознания и предсознания, как считают ученые, происходят сложнейшие процессы переработки изначальной информации (то есть информации, не прошедшей цензуры сознания), и, скорее всего, там формируется внутренняя модель окружающего мира, которая, в сопоставлении с требованиями практики и жизни, напоминает о себе в виде предвосхищения, предвзятой идеи и интуиции. Интуиция (и близкое ей по смыслу прозрение) как высшее интеллектуальное и эмоциональное напряжение характерна для людей, одержимых высокой целью, полных стремлением принести пользу своему обществу и народу. Вот что писал Л.Н. Толстой о великом полководце М.И. Кутузове, взявшем на себя ответственность за Россию в критические для нее дни: "Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его".

* * *

До встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации