История метода РФК (ч.1) |
|
История возникновения, развития и использования метода развертывания функции качестваЧасть 1Известно, что качество должно быть заложено в изделие на стадии НИОКР и обеспечено в процессе производства. Его нельзя получить с помощью контроля. Осуществляя контроль, мы только удостоверяемся в уровне качества, который заложил в изделие разработчик. Качество может быть определено как удовлетворение требований потребителя и обеспечение высшей ценности изделия. Удовлетворение потребителя - ключ к успеху. Но как включить высказанные и невысказанные, существующие и потенциальные потребности заказчика в процесс совершенствования продукции предприятия? Многие организации в разных странах нашли ответ на этот вопрос с помощью развертывания функции качества (РФК). Что такое РФК? По своему содержанию развертывание функции качества - это системный подход к определению потребностей или требований потребителей, который помогает предприятиям быстро понять и интегрировать эти потребности в конкретные планы производства продукции или услуг для удовлетворения этих требований. Этот практический метод успешно использован в некоторых всемирно известных самых крупных и наиболее успешных "управляемых заказчиком" компаниях. Они признают, что удовлетворенные заказчики - ключ к успешной конкуренции на сегодняшнем глобальном рынке. Хотя РФК не является инструментом решения задач, этот метод очень полезен при определении наиболее важных проблем и связанных с ними приоритетов, особенно при установлении, что должно быть решено и усовершенствовано. РФК обеспечивает создание конкурентного преимущества на рынке продуктов и услуг. Метод позволяет разместить большой объем информации в сжатом виде, удобном для проведения эффективного и четкого анализа, и обеспечивает точное доведение мнения потребителя до проекта, разработки, производства и перевода его в технические параметры, чтобы гарантировать продукту соответствие потребностям заказчика. В последнее время в публикациях российских авторов, касающихся всеобщего управления качеством, все чаще встречается описание этого нового метода работы с потребителями. В одних работах он называется структурированием функции качества [1-8], в других - развертыванием функции качества [9]. Выбор названия требует дополнительных пояснений, поскольку авторы и переводчики, повидимому, пользовались только англоязычными источниками для знакомства с этим методом, что не всегда соответствует смыслу изначально используемого в японском оригинале понятия хинсицу кин? тэнкай. В этом смысле единый терминологический язык мог бы помочь лучшему пониманию метода и преодолению сопротивления при его внедрении и использовании.
Происхождение термина "развертывание функции качества"Развертывание функции качества - буквальный перевод на русский язык японских слов хинсицу кин? тэнкай. В нашей печати обычно приводится англоязычный вариант - Quality Function Deployment. Хотя первоначально выражение хинсицу кин? тэнкай было переведено на английский язык как quality function evolution (развитие функции качества) [10, 11]. Это название предложил Л. Т. Фан, когда доктор Ёдзи Акао в 1978 году посетил с научным визитом государственный университет штата Канзас. Из указанных в словаре слов development, deployment и evolution, доктор Фан решил, что наиболее точно смысл японского слова тэнкай передаст английское слово evolution (развитие). На первом семинаре по РФК в США [12] один из его организаторов - Масааки Имаи посчитал, что термин evolution (развитие) неточно отражает значение японского слова тэнкай и что хинсицу тэнкай лучше перевести как quality deployment (развертывание качества). Хотя deployment (развертывание) имеет милитаристский оттенок, при таком употреблении оно было полностью приемлемым. Так был рожден английский термин Quality Function Deployment. Обратимся к автору метода, который впервые написал о развертывании качества в статье [13], где описал и терминологию и процедуру. В этой работе был изложен материал, который он ранее использовал в процессе обучения и опробовал его в различных компаниях в течение шестилетнего периода, начиная с 1966 г. В апреле 1972 г. была опубликована статья, а в мае этого же года компанией "Мицубиси" (Mitsubishi Heavy Industry) была разработана первая диаграмма качества [14, 15]. В материалах, опубликованных компанией "Мицубиси", диаграмма приведена только в связи с установлением качества проекта, терминология "развертывание качества" там не использовалась. Все же следует отметить, что эта диаграмма стала основой методологии РФК. Названия метода в русской графике дает представление о звучании японских слов, которые можно прочесть как хинсицу кинõ тэнкай1, где долгота звука о на письме обозначается горизонтальной чертой над гласной буквой: õ. Обозначение этих слов средствами японской графики выглядит следующим образом:
(1) Перевод дан по Большому японско-русскому словарю в 2-х томах под редакцией Н. И. Конрада. М., "Сов. Энциклопедия", 1970.
Слово кинõ
(2) При переводе на английский язык использован японско-английский словарь Japanese-English technical terms dictionary, United States Government Printing Office, Washington: 1947.
Слово тэнкай При двойном переводе с японского на английский язык, а потом с английского на русский язык можно исказить смысл предложенного доктором Акао метода хинсицу кинõ тэнкай. Таким образом, если следовать дословному переводу с японского на русский язык, то выражение хинсицу кинõ тэнкай следует переводить как развертывание функции качества.
Начальный период развития РФКИдея развертывания функции качества появилась в Японии в конце 1960-х годов. РФК за-родилось в обстановке, когда японская промышленность от подражания и копирования пере-шла к концепции разработки новой продукции на основе всеобщего управления качеством (Total Quality Control). Эту взаимосвязь подчеркивает подзаголовок "Подход к всеобщему каче-ству в рамках компании" самой первой книги по теме РФК - "Развертывание функции качест-ва", написанной профессорами С. Мидзуно и Ё. Акао и изданной в Японии в 1978 году [10]. Переведенная Гленном Мазуром эта книга в 1994 году вышла на английском языке в новой ре-дакции под названием "РФК: Подход к планированию и развертыванию качества на основе потребительского спроса [11]. Задача С. Мидзуно и Ё. Акао состояла в том, чтобы разработать метод обеспечения качества, который предполагал бы удовлетворение потребностей заказчика в продукции прежде, чем она была бы изготовлена. Предшествующие методы контроля качества были направлены прежде всего на выявление проблем в процессе производства или после изготовления продукции. После второй мировой войны на предприятиях Японии получил широкое распространение статистический контроль качества, который превратился в основной метод управления качеством и, прежде всего, в области промышленного производства. Когда доктор Дж. М. Джуран впервые посетил Японию в 1954 г. по приглашению Японского союза ученых и инженеров (ЯСУИ), он отметил в своем выступлении важность ведения контроля качества как части процесса делового управления, а также значение обучения, проводимого доктором Каору Исикава. Развитие этой деятельности проходило под разными названиями, но чаще всего использовался термин "всеобщее управление качеством". Исикава возглавил движение за управление качеством в рамках компании, убеждая высшее руководство компаний в важности участия каждого служащего в этой работе. Эта эволюция была также подкреплена в 1961 г. публикацией книги доктора А. Фейгенбаума "Всеобщее управление качеством" (Total Quality Control)3 [16].
(3) Иногда название книги переводят как "Комплексное управление качеством" или "Всеобъемлющее управление качеством". В русском переводе 3-е издание этой книги вышло в издательстве "Экономика" в 1986 году под названием "Контроль качества продукции".
В результате в этот переходный период между 1960 и 1965 гг. статистический контроль качества (СКК) был преобразован в Японии во всеобщее управление качеством (ВУК). На симпозиуме по управлению качеством в 1968 г. было принято решение пользоваться термином "всеобщее управление качеством" или "управление качеством в рамках компании" (Company Wide Quality Control) для обозначения японского подхода [17]. Именно в это время Акао впервые представил концепцию и метод РФК. Японская автомобильная промышленность быстро развивалась, постоянно разрабатывая новые модели и внося изменения в выпускаемую продукцию. Началом зарождения РФК послужили попытки решить следующие две проблемы. 1. Люди стали признавать важность качества проекта, но как обеспечить такое качество, нельзя было узнать ни из каких доступных книг. 2. Компании уже использовали карты процесса контроля качества, но эти карты составлялись на производственных участках после того, как значительное число новых изделий сходило с линии. Качество проекта часто называют плановым качеством. Уже в проекте должны существовать значимые точки гарантии качества (ГК), которые обеспечивают определенные уровни качества. Тогда обратим внимание на такие важные контрольные точки на карте процесса, как точки, влияющие на производственную деятельность, или точки проверки производственной деятельности, еще до начала производства. В 1966 году К. Осиуми представил на рассмотрение таблицу элементов гарантии процесса. Эта таблица позволила уяснить связи заменных характеристик качества, которые были преобразованы из фактических (истинных) характеристик, с факторами процесса, необходимыми для их контроля и измерения [18]. Это дало Акао ключ к поиску таблицы процесса контроля качества, которую надо подготовить до начала производства. К этой таблице элементов гарантии процесса Акао добавил фрагмент, названный "точки зрения проекта", и попытался получить новую таблицу для использования при разработке нового изделия. Идея была опробована в различных компаниях, но она не привлекла сколько-нибудь сильного внимания. В 1972 г. Акао изложил эту концепцию и результаты своих опытов в публикации, где впервые описал свои попытки использования термина хинсицу тэнкай (развертывание качества) [13]. Эта публикация стала вехой, определяющей до начала производства создание метода развертывания важных точек ГК, необходимых для обеспечения качества проекта в процессе производства. Однако попытки Акао в это время все еще не отвечали требованиям, связанным с обеспечением качества проекта. Это несоответствие разрешила диаграмма качества. В 1972 г. при применении РФК в процессе проектирования нефтеналивного танкера для судостроительных верфей компании "Мицубиси" в г. Кобэ диаграммы "рыбий скелет" (известные как причинно-следственные диаграммы или диаграммы Исикавы) оказались громоздкими и неудобными при использовании. Поэтому они были представлены в виде развернутой таблицы или матрицы с рядами желательных результатов удовлетворения потребностей заказчика и с колонками контроля и оценки причинных факторов. На следующий год эта таблица была охарактеризована как таблица, которая "систематизировала фактическое качество (требования потребителей) в виде функций, затем показала зависимость между этими функциями и характеристиками качества, которые были замененными характеристиками качества" [19]. Таблица разрабатывалась под руководством докторов Сигэру Мидзуно и Ясуси Фурукава. Все идеи и достижения были объединены и в конечном счете определены как развертывание качества (РК), т. е. методология, которая "преобразует требования пользователя в замененные характеристики качества (характеристики качества), определяет плановое качество готовой продукции и систематически развертывает это качество на составляющие: индивидуальную часть качества и элементы процесса и их взаимозависимости" [20]. То, что мы называем матрицами Акао (в первоначальной модели Акао для всестороннего РФК), составляет только половину системы, показанной на схеме 1 над стрелкой. Вклад доктора Мидзуно, применившего функционально-стоимостный анализ (ФСА), показан в нижней части схемы. Схема 1
Первоначальное развертывание функции качества в узком понимании было дано доктором Армандом Фейгенбаумом в 1961 г. для следующих действий: создавать, поставлять и использовать качество. Другими словами, это было развертывание качества по всем видам организационной деятельности. Согласно Мидзуно и Акао, поиски качества непосредственно в изделии не были включены в подход Фейгенбаума. Таким образом, для создания метода РФК необходимо было использовать систему Фейген-баума (процесс разработки изделия) и, чтобы добиться качества, ориентировать ее на изделие (взяв матрицы, применяемые непосредственно к изделию). Акао назвал это сочетание "развертывание функции качества в широком понимании (широко определяемым РФК)". Мазур использовал понятие инженерной разработки процесса создания нового изделия, потому что большинство процессов, по его мнению, соединены вместе из частей, а не выполнены так, как это происходит при повторной инженерной разработке, когда эти процессы не проектируются с самого начала [21]. К сожалению, эта часть РФК широко не известна на Западе, и поэтому многие новые команды по разработке изделий сталкиваются с трудностями при систематизации процессов разработки своих изделий и внедрении достижений в будущие изделия. Вместо этого они видят в РФК процесс, связанный с затратами времени, выполнение которого необходимо каждый раз начинать сначала. Мазур считает, что проектные команды, которые совершенствуют свой организационный процесс разработки изделия, получают матрицы и, объединяя их вместе, ориентируют по видам деятельности - естественной и необходимой части их ежедневной работы. Он полагает, что это есть изобретение создателей РФК - Мидзуно и Акао. Пошаговые инструкции на процессный подход РФК можно найти в главе 11 работы [11]. Обратите внимание: подход по совершенствованию данного процесса может быть с таким же успехом применим для решения других задач. Иногда может сложиться впечатление, что развертывание качества началось с "Toyota Group". На самом деле к тому моменту развертывание качества уже имело 10-летнюю историю. Как отмечено в статье [20], первыми компаниями в корпорации, которые опробовали развертывание качества, были "Hino Motors" под руководством Акао и "Toyota Auto Body" под руководством Нобуо Такэдзавы, который изучил метод по статьям Акао. Ябута, генеральный директор компании "Toyota Motors", посетил одну из лекций Акао по РФК в ЯСУИ и выразил желание представить метод всей корпорации "Toyota Group". Что и произошло в 1979 г. на семинаре, где присутствовало примерно 100 менеджеров ГК из филиалов корпорации "Toyota". После программной речи Акао лекцию прочитал Такэдзава, и было рассказано об опыте применения РФК в компании "Hino Motors". После этого семинара РФК стало распространяться среди филиалов и даже быстрее, чем в головной компании "Toyota Motors", что связано в значительной степени с размерами компании. Первой на фирме "Toyota" метод РФК применила компания "Toyota Auto Body", где Акаси Фукухара был менеджером ГК. Фукухара, позже вступивший в центральную Японскую организацию по управлению качеством, был направлен в Американский институт поставщиков (American Supplier Institute), где он передавал свои знания по РФК и внес большой вклад в распространение метода в США. Салливан отмечает, что "система РФК применяется на фирме "Toyota" с 1977 г. после че-тырех лет обучения и подготовки. Результаты были внушительны. ... В период с января 1977 г. по апрель 1984 г. компания "Toyota Auto Body" выпустила четыре новых модели автофургонов. "Toyota" сообщает о сокращении, по отношению к 1977 г., начальных затрат на 20% при освоении нового автофургона в октябре 1979 г., на 38% - в ноябре 1982 г., а совокупное сокращение затрат в апреле 1984 г. составило 61 %. За этот период цикл разработки изделия (время до выхода на рынок) был уменьшен на одну треть при соответствующем повышении качества благодаря сокращению количества инженерных изменений" [22]. Был и другой путь зарождения РФК, корни которого связаны с функционально-стоимостным анализом - ФСА (Value Engineering). Кацуёси Исихара использовал методологию ФСА с его функциональным подходом, составляющим основу метода, для описания работы изделия и его составных частей и показал способ определения функций изделия. Секрет в том, что все объекты (изделия, услуги, системы и т.д.) имеют функции, поэтому методология находит универсальное применение в каждом случае. Он подробно изложил эти принципы и использовал этот подход, чтобы описать деловые функции, необходимые для обеспечения качества самого процесса. Развертывание функций делового процесса впоследствии назвали РФК в узком понимании (схема 2). С. Мидзуно охарактеризовал его как "постепенное развертывание рабочей функции или действия, которое реализует качество в деталях путем систематизации целей и средств" [10]. Это полезно при создании "таблицы показателей деятельности гарантии качества" как части документации системы ГК. Напротив, РФК в широком понимании относится к комбинации развертывания качества (РК) и РФК в узком понимании. То, что сегодня принято называть РФК, сформировано и приняло данную форму благодаря многочисленным подходам и концепциям. Началом послужила карта контрольных точек ГК, затем последовали этапы развертывания качества и ФСА, РФК в узком понимании и диаграмма качества. Схема 2
В 1975 г. Японское общество по управлению качеством - ЯОУК (Japanese Society for Quality Control) учредило научно-исследовательский комитет по автоматизации (Computer Research Committee), который возглавил Акао. В 1978 г. комитет был переименован в исследовательскую группу РФК. В течение 13 лет комитет проводил научно-исследовательскую работу по методологии РФК и в 1987 г. опубликовал заключительный обзор о состоянии применения РФК в 80 японских компаниях [21, 22]. Эти компании в качестве цели использования РФК определили следующее: обеспечение качества проекта и планового качества; эталонное тестирование конкурентоспособных изделий; разработка нового изделия, которое обеспечивает компании передовые позиции среди конкурентов; анализ и сбор информации об уровне рыночного качества; повышение качества на основе использования полученной информации; развертывание целей проекта в производство; определение контрольных точек или гэмбы; сокращение изменений в проекте и времени разработки; уменьшение затрат на разработку и расширение рыночного сектора (удельного веса компании в обороте рынка). В работе [20] показано, как ежегодного менялось количество статей по РФК и статей, имеющих отношение к УК, которые опубликованы в японских специальных журналах и книгах в течение 20 лет, начиная с 1967 г. В самом начале РФК не вызывало большого интереса, и лишь затем, после публикации в 1972 г. статей компании "Mitsubishi Heavy Industry" и работ Акао, привлекших к себе внимание, в печати постепенно стало возрастать число статей по РФК. После публикации в 1978 г. первой книги по этой теме [10] резко возросло применение РФК. В последние годы официально сообщается и ежегодно публикуется в специальных книгах и журналах приблизительно от 50 до 60 примеров использования РФК при разработке новых изделий. На сегодняшний день общее количество публикаций с конкретными примерами применения РФК перевалило за 1000. В 1987 г. Акао подготовил к печати серию из 12-ти статей с примерами наиболее успешных применений РФК в различных отраслях промышленности. В 1987 г. Японская ассоциация стандартизации (Japanese Standards Association) выпустила книгу, в которой приведены примеры использования РФК. Эта книга была переведена Гленном Мазуром совместно с сотрудниками японской компании Бизнес Консалтентс (Business Consultants) по заказу компании GOAL/QPC для использования при обучении, впервые проводимом вне Японии пятидневном курсе по РФК, и затем издана в США и в Германии [24]. Акао, будучи приглашенным еще в 1986 г. Бобом Кингом из компании GOAL/QPC, согласился читать ежегодные лекции по этому курсу для американской аудитории. "Введение в РФК" и книги по практике применения РФК были изданы в 1990 г. в издательстве JUSE Press [25-27]. Сегодня они используются во многих компаниях. Знакомство с РФК в Америке и в Европе началось в 1983 г., когда статья Акао была опубликована в журнале Quality Progress [11]. В это же время Ёдзи Акао пригласили провести четырехдневный семинар в Чикаго по теме "Управление качеством и развертывание качества в рамках корпорации". Не удивительно, что о РФК стало известно за пределами Японии только в 1983 г., т. е. более чем через десять лет после первых публикаций. В свое время у меня возникла необходимость изучить опыт японских фирм по тематике выполняемой работы. Наиболее ценная информация содержалась в статьях, опубликованных на японском языке, статьи же на английском языке содержали, как правило, упрощенное описание технологических процессов или о техпроцессах только упоминалось, не полностью раскрывались методические подходы при разрешении каких-либо проблем и т. д. Часть материалов вообще не публиковалась на английском языке. Японская письменность служит своего рода способом дозированного распространения информации. Тем временем Американский институт поставщиков и его бывший директор Ларри Салливан начали распространение РФК в автомобильной промышленности США, главным образом, среди Большой тройки (в компаниях "Форд", "Дженерал моторз" и "Крайслер"). Возглавил эти усилия Акаси Фукухара. Первым автомобилем в США, который обязан своему успеху на конкурентном рынке применению при его разработке РФК, был "Линкольн Континенталь" 1988 г. Кроме того, доктор Дон Клозинг, став профессором Массачусетского технологического института (МТИ), смог передать полученные во время работы на фирме "Ксерокс" знания и опыт по РФК слушателям, тем самым содействуя подготовке специалистов и распространению РФК. В 1987 г. США по приглашению Американского института поставщиков посетил доктор Мидзуно - один из зачинателей метода РФК. На своих встречах С. Мидзуно постарался доходчиво рассказать о сложившемся в Японии современном подходе к анализу рынка. Подготовительный этап - маркетинговые исследования - позволяет значительно сократить затраты времени в общем цикле разработки продукции и создании конкурентного преимущества нового изделия. Очень способствовал продвижению РФК в Америке Роберт М. Адамс - руководитель и организатор первого североамериканского симпозиума по РФК в 1989 г., обеспечивая проведение исследований и приводя в своих сообщениях конкретные примеры применения РФК, доступные для широкого рассмотрения и понимания. С этого времени в США ежегодно проходят симпозиумы по РФК. Для объединения усилий Гленн Х. Мазур, Ричард Зултнер и Джон Тернинко основали в 1994 г. институт РФК. В 1996 г. институт учредил премию Акао, и в том же году Кинг, Салливан и профессор Тадаси Ёсидзава были награждены этой премией. В последующие годы премию получили: 1997 г. - доктор Клозинг, Адамс и профессор Хисакадзу Синдо; 1998 г. - доктор Б. Бергман, Гленн Х. Мазур, профессор Тадаси Офудзи и Ричард Е. Зултнер; 1999 г. - профессор Мититэру Оно, доктора Андерс Густафссон, Джон Тернинко и Джек РеВелли; 2000 г. - доктор Кодзо Коура, доктор Георг Герцварм и Дилворт Лиман. На схеме 3 приведена история развития РФК в Японии и США. Схема 3
В 1987 г. и в последующие нескольких лет Акао получил возможность читать лекции по РФК в итальянской компании Galgano & Associati. Италия была первой европейской страной, которая использовала РФК, проведя 1-й Европейский симпозиум по РФК в 1992 г. Затем в Германии и Швеции также стали изучать и использовать РФК для обеспечения конкурентного преимущества своей продукции. В Германии по примеру США был создан институт РФК. Япония продолжала рекламировать групповые применения РФК через действующую подкомиссию исследования РФК при Японском союзе ученых и инженеров и их ежегодные симпозиумы по РФК. Они организовали и провели в Японии первый международный симпозиум по РФК в 1995 г. и являются привилегированным членом международного Совета по СФК. Диаграмма качества, увенчанная треугольной вершиной - формой, которая стала стандартом в США и напоминает дом с крышей, - детище компании "Toyota Auto Body". Таблица такой формы уже использовалась Цунэо Савада, когда компания проектировала легкий суперфургон. На научно-исследовательской конференции при Японском обществе по управлению качеством таблица из-за ее формы впервые была названа "Дом качества" [23]. Позже, используя это название, Фукухара представил таблицу в США. Считается, что именно это название стало началом и одной из причин популярности диаграммы качества.
Список использованной литературы1. Макэлрой Дж. Какие надо делать автомобили (структурирование функции качества) // Автомобильная промышленность США. - 1987. - № 7. - С.10-12. 2. Макэлрой Дж. Структурирование функции качества в автомобильной промышленности // Автомобильная промышленность США. - 1989. - № 1. 3. Макэлрой Дж. Построение дома качества. Почему и как структурирование функции качества распространяется в автомобильной промышленности // Курс на качество. - 1992. - № 1. С. 67-73. 4. Структурирование функции качества: принуждение к управлению качеством // Курс на качество. - 1992. - № 1. С. 109-116. 5. Салливан Л.П. Политика управления на всех этапах СФК // Курс на качество. - 1992. - № 1. - С. 76-81. 6. Салливан Л.П. Структурирование функции качества // Курс на качество. - 1992. - № 3, 4. - С. 156-177. 7. Хайзер Д.Р., Клозинг Д. Дом качества // Курс на качество. - 1992. - № 1. - С. 85-102. 8. Адлер Ю.П. Качество и рынок, или как организация настраивается на обеспечение требований потребителей. - В сб.: Поставщик и потребитель. - М.: РИА "Стандарты и качество". - 2000. - 128 с. 9. Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин / Под ред. О.П. Глудкина. - М.: Радио и связь, 1999. - 600 с. 10. Mizuno, Shigeru and Yoji Akao ed. 1978. Quality Function Deployment: A Company Wide Quality Approach. (in Japanese) JUSE Press. 11. Mizuno, S. and Y. Akao, ed. (1994). QFD: The Customer-Driven Approach to Quality Planning and Development, Asian Productivity Organization, Tokyo, Japan, available from Quality Resources, One Water Street, White Plains NY. 12. Akao Yoji, Kogure Masao, and Yasushi Furukawa. 1983. Seminar on Company-Wide Quality Control and Quality Deployment. Oct. 31-Nov. 3, 1983. The Arlington Park Hilton. Chicago. Sponsored by the Cambridge Corporation and co-sponsored by ASQC. 13. Akao Yoji. 1972. "New Product Development and Quality Assurance - Quality Deployment System." (Japanese) Standardization and Quality Control. Vol. 25, No. 4. pp. 7-14. 14. Nishimura Koichi. 1972. "Ship Design and Quality Chart." (Japanese). Quality Control. Vol. 23. May special edition. pp. 71-74. 15. Suzuki Yasuyuki. 1972. "Endeavor of Design Improvement for Large Diesel Engine for Ships." (Japanese) Quality Control. Vol. 23. May special edition. pp. 16-20. 16. Feigenbaum, Armand V. 1961. Total Quality Control: Engineering and Management. McGraw-Hill. 17. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. А. В. Гличев. - М.: Экономика, 1988. - 215 с. 18. Oshiumi Kiyotaka. 1966. "Perfecting Quality Assurance System in Plants," (Japanese) Quality Control Vol. 17 (May 1966): 62-67 (supp.). 19. Takayanagi Akira. 1972. "Quality Control in Production-to-Order at Our Company (1): Quality Control Activities for Made-to-Order Products - re: Concept of a Quality Chart." (Japanese) Quality Control. Vol. 23. May special edition. pp. 63-67. 20. Akao Yoji. 1990. "History of Quality Function Deployment in Japan." The Best on Quality, IAQ Book Series Vol. 3. pp. 183-196. International Academy for Quality. 21. Mazur, Glenn H. (1997). "Task Deployment: The Human Side of QFD", Transactions of the Ninth Symposium on QFD. Novi, Michigan. ISBN 1-889477-09-5. 22. Sullivan, Larry P. "Quality Function Deployment - a system to assure that customer needs drive the product design and production process." Quality Progress. June 1986. pp. 39-50. 23. Sawada Tsuneo. 1979. "Quality Deployment and Product Planning." Proceedings of the 9th Annual Convention of the Japanese Society for Quality Control. (Japanese) pp. 27-30. 24. Akao Yoji ed. 1988. Practical Applications of Quality Deployment for New Product Development. (in Japanese) Japan Standards Association. Akao Yoji ed. 1990. Quality Function Deployment: Integrating Customer Requirements into Product Design. (Translated by Glenn H. Mazur) Productivity Press, Cambridge MA. 25. Akao Yoji. 1990. Introduction to Quality Deployment (Application Manual of Quality Function Deployment (1). (Japanese) JUSE Press. 26. Ohfuji Tadashi and Ono Michiteru. 1990. Quality Deployment (1) - Creation and Practice of Quality Charts. (Japanese) Volume 2 of above series. JUSE Press. 27. Ohfuji Tadashi and Ono Michiteru. 1994. Quality Deployment (2) Comprehensive Deployment including Technology, Reliability, and Cost. (Japanese) Volume 3 of above series. JUSE Press. к.т.н. А.М. Кузьмин История метода развертывания функции качества. Часть 2.
|
Обратная связь
Поиск по сайту Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
|