Центр Креативных Технологий

Стратегические методы решения задач

Регламентация применения ФСА в законодательстве США

В настоящее время разработано достаточно большое количество методов и приемов, используемых при постановке задач, сборе, обработке и анализе информации, выдвижении идей и подготовке предложений, основанных на этой информации. Все они заслуживают самого пристального внимания, хотя бы потому, что создавались и проходили проверку практикой в течение длительного времени. Но основное, что требуется от всех этих инструментов, - это, в конечном счете, нахождение решения задачи на высоком изобретательском или экономически эффективном уровне.

Одним из немногих стратегических методов, определяющих направление поиска и выход на оптимальное решение задачи, является функционально-стоимостный анализ (ФСА). ФСА - это больше, чем метод. Это системное сочетание правил, приемов и процедур, ориентированных на оптимальное соотношение между полезностью, то есть потребительскими свойствами объекта, и затратами на его создание, производство и применение вплоть до утилизации. Совокупность объединенных единой целью методов, сочетающих организационно-экономические подходы, научно-методические принципы, нормативно-технические и учебно-методические средства, нацеленные на удовлетворение потребностей производителей и потребителей, представляет систему ФСА.

ФСА получил широкое распространение при решении задач повышения качества и конкурентоспособности продукции во многих странах мира. ФСА позволяет сформулировать цель работы, наметить пути достижения цели и последовательно пройти весь путь вплоть до ее реализации, сочетая при этом самые разные, но взаимно дополняющие друг друга методы.

В основе метода ФСА лежит положение о том, что затраты, связанные с созданием и использованием любого объекта, выполняющего заданные для него функции, состоят из минимума, абсолютно необходимого для его разработки, изготовления и потребления (эксплуатации), и дополнительных, функционально неоправданных, "излишних" издержек. Эти издержки не имеют прямого отношения к назначению объекта и связаны с несовершенством конструкции, технологических процессов, применяемых материалов и методов организации и управления производством, распределением и доставкой объекта. Функциональный подход предполагает рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественных структур.

Применение ФСА требует серьезных затрат времени и ресурсов, но может обеспечивать прибыль, многократно оправдывающую эти затраты.

В свое время решение о внедрении ФСА в нашей стране на государственном уровне положила коллегия Минэлектротехпрома СССР, когда она в 1976 г. приняла решение об использовании ФСА в целом по отрасли в качестве системного метода снижения затрат на производство и эксплуатацию электротехнической продукции. Основой для подготовки и вынесения вопроса явились работы, выполненные на подведомственном предприятии - ВНИИэлектроаппарат. Тогда об опыте применения ФСА на заседании коллегии доложил ведущий сотрудник ВНИИэлектроаппарат Владимир Абрамович Глезер. В результате министерством были разработаны четкие формы организации и управления ФСА в рамках отрасли и подотраслей. В последствии в ведущих ПО и НИИ, а также на ряде заводов создаются специальные группы и бюро ФСА. В рамках отрасли организуется обучение специалистов и руководителей предприятии, объединений и Министерства основам ФСА. Разрабатывается тщательно продуманная программа расширения использования ФСА в отрасли.

В начале 80-х годов начинается качественно новый этап в развитии ФСА в стране, характеризующийся планомерным внедрением метода в различных отраслях, расширением сфер его применения. Государственный комитет СССР по науке и технике в 1982 г. одобрил своим Постановлением разработанные коллективом ведущих специалистов страны методики проведения функционально-стоимостного анализа. В этом же году разрабатываются межотраслевые положения проведения ФСА, утверждается план общесоюзных мероприятии по развитию метода. В этот период вышло из печати большое количество книг, статей по функционально-стоимостному анализу.

Использование функционально-стоимостного анализа в 1977 - 1985 годах только на предприятиях электротехнической промышленности дало экономический эффект 325,0 млн. рублей, в том числе была снижена себестоимость продукции на 159 млн. рублей, сэкономлено 53 тыс. тонн проката черных металлов, 20 тыс. тонн цветных металлов, сбережен труд 7473 человек. В последующих 1986-1990 годах себестоимость продукции была снижена уже на 330 млн. рублей. При этом на каждый рубль, вложенный в освоение применения метода ФСА, была получена экономия за счет снижения себестоимости от 5 до 15 рублей. Было показано, что экономия, получаемая в результате применения ФСА, во много раз превышает стоимость проведения самого анализа. Успеху в этом деле способствовала регламентация применения ФСА в нормативно-технических документах, определяющих порядок создания, производства и использования продукции.

Однако, в настоящее время в результате развала экономики метод ФСА в нашей стране утратил свои позиции, многие ведущие специалисты, владеющие методологией функционально-стоимостного анализа, теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) вынуждены были выехать за рубеж. Созданный в России интеллектуальный ресурс фактически был вывезен из страны. Основной причиной невостребованности ФСА в России стало отсутствие благоприятных условий для развития отечественного производства.

Действительно, многие аспекты теории функционально-стоимостного анализа, а также средства поддержки и принятия решений, в том числе ТРИЗ обеспечивающие практическое проведение ФСА, были разработаны российскими учеными и специалистами. Однако, созданный в России научный потенциал оказался востребованным не в России, а по большей части в США. Что же касается ТРИЗ, то ее распространение приобрело просто колоссальные масштабы во всех развитых странах. Известно, что в США специалистами из России в области ФСА и ТРИЗ за последнее десятилетие были созданы и успешно развиваются компании Ideation International Inc., Invention Machine Corp. и другие, деятельность которых направлена на развитие экономики США.

В развитие метода ФСА внесли вклад специалисты разных стран. Американские исследователи - первыми начали применять в производстве стоимостной анализ (хотя параллельно подобные работы были выполнены также в России). Немецкие специалисты - одними из первых разработали нормы стоимостного анализа (например, промышленный стандарт DIN 69990). Японские аналитики стоимости - добились наибольших масштабов практического применения стоимостного анализа (а в последние годы и ТРИЗ) на своих предприятиях. Российские и американские исследователи - развили теорию стоимостного анализа и модернизировали данный метод, причем российские специалисты внесли значительный вклад в разработку компьютерной поддержки метода.

Функционально-стоимостный анализ имеет интересную историю и прошел длительный путь своего развития. Решающий импульс развитию этих идей в США был сообщен в шестидесятые годы министром обороны Робертом Макнамарой, который, изыскивая способы снизить расходы на производство военной техники, предложил включать во все контракты, проходящие через министерство обороны, пункты, обязывающие промышленность применять анализ стоимости. В этих же пунктах были оговорены условия участия в доходах в зависимости от полученных результатов как заказчиков, так и подрядчиков с тем, чтобы эффективно заинтересовать предпринимателей в применении этой новой процедуры.

Преобладающая часть государственных заказов в США приходится на военную продукцию. США отличаются от других стран не только масштабами военного производства, но и тем, что подавляющая часть военной продукции (свыше 90%) изготавливается частными компаниями различных гражданских отраслей промышленности. Отсюда понятно, почему Министерство обороны США обратило внимание на ФСА.

С момента возникновения и распространения ФСА в промышленных компаниях США использование методологии ФСА нашло применение в самых известных компаниях с крупным капиталом.

Еще в 1990-х годах международные консалтинговые фирмы такие, как Arthur Andersen, открыли для себя ФСА и начали рекомендовать своим клиентам использовать возможности методологии при решении проблем. В списке самых больших компаний в мире "Global 500", перечень которых публикуется на страницах журнала "Fortune", в настоящее время методологию ФСА применяют:

Boeing, BP Amoco, DuPont Co., Fiat, General Electric, General Motors Corp., Hewlett-Packard, Lockheed Martin, Mitsubishi, Motorola, Nissan Motor, Northern Telecom, Royal Dutch/Shell Group, Toyota, United Technologies Corporation, Volkswagen, Xerox Corp.

Сейчас ФСА признан в качестве наиболее эффективного метода снижения государственных затрат при сохранении необходимого уровня качества продукции.

Департаменты скоростных автострад и транспорта США сэкономили налогоплательщикам из средств федерального бюджета, выделенных на строительство дорог, только в 1998 году 750 миллионов долларов, что на 47 процентов больше, чем в 1997 году. В 1999 году экономия составила уже 845 миллионов долларов. При этом транспортные федеральные агентства и агентства отдельных штатов выполнили в 1998 году более 420 исследовательских работ с использованием методологии ФСА.

Вирджиния стала первым штатом, который может по уставу требовать использование ФСА во всех транспортных проектах, затраты на которые превышают 2 миллиона долларов. Благодаря этому министерство транспорта штата Вирджиния сэкономило, начиная с 1990 года более 100 миллионов долларов.

Более 20 лет методология ФСА применяется в индустрии скоростных автострад. В 1995 году конгресс США потребовал включать проведение ФСА во все проекты, доля финансирования которых из федерального бюджета превышает 25 миллионов долларов.

Государственные агентства США в среднем на каждый инвестированный доллар получают более 20 долларов прибыли. Так по данным Административно-бюджетного управления города Нью-Йорка за последние 14 лет использование ФСА сохранило Нью-Йорку сотни миллионов долларов.

В связи с большим вниманием, которое уделяется в США качеству и эффективности услуг по обеспечению здоровья населения, постоянно возрастают расходы на медицинское обслуживание. Поэтому больницы, фармацевтические компании и изготовители медицинского оборудования также используют ФСА в своей работе.

Внедрение ФСА в практику хозяйственной деятельности требует государственного подхода и, как правило, регламентировалось законодательными документами.

Так, в 1968 г. Объединением немецких инженеров в ФРГ (VDI) были разработаны и изданы специальные инструкции (№ 2801 и № 2802), содержащие обобщенные рекомендации по использованию ФСА применительно к различным изделиям, а в 1973 г. на их основе выпущен промышленный стандарт DIN 69910 "Функционально-стоимостный анализ. Понятия и методология". В качестве объекта ФСА стандарт рассматривает не только промышленные изделия, но и процессы, системы, виды деятельности и т. д. С 1975 г. такой же стандарт действует в Австрии, с 1985 г. - в Индии. Внедрены стандарты по ФСА в практику работы и в других странах.

В США приняты законы, обязывающие использовать ФСА:

Государственный закон 104-106, адресованный исполнительным агентствам с требованием, что "Каждое исполнительное агентство должно установить и поддерживать рентабельные (экономически выгодные) процедуры и процессы ФСА".

Это общее требование адресовано более определенно Административно-бюджетному управлению (при президенте США) (Office of Management and Budget - OMB) Циркуляром A-131. Этот Циркуляр существовал уже много лет, но не вступал в силу закона до введения государственного закона 104-106 в 1996 году (PL 104-106). Циркуляр определяет различные термины функционально-стоимостного анализа (ФСА) [стоимостный метод], устанавливает широкую политику, устанавливает минимальные обязанности агентства и требует отчетности о результатах использования ФСА. Этот циркуляр требует от федеральных министерств и агентств использовать функционально-стоимостный анализ (ФСА) как инструмент управления ... чтобы снижать затраты на закупки и на программы.

Государственный закон 99-662 от 1986 года по разведке и очистке сточных вод, если финансирование работ осуществляется из федерального бюджета и превышает 10 миллионов долларов. Большое внимание уделяется использованию методологии ФСА в решении вопросов, связанных с разработкой проектов по защите окружающей среды. В связи с чрезвычайно жесткими законами по охране окружающей среды промышленные и правительственные организации сталкиваются с большими трудностями. Они должны представлять безопасные, эффективные решения, которые одновременно должны быть и экономически выгодными. Циркуляр А-131 Административно-бюджетного управления требует от федеральных агентств использования ФСА как инструмент управления, чтобы снижать затраты на закупки и на программы, в том числе в проектах по обработке сточных вод, если затраты на его разработку превышают 10 миллионов долларов.

ФСА должен также применяться в соответствии с Федеральными наставлениями по закупкам.

Министерство внутренних дел дополнительно к государственному закону PL 104-106, Циркуляру A-131 Административно-бюджетного управления и Федеральным наставлениям по закупкам, часть 48, ввело Ведомственное руководство, часть 369-1. Ведомственное руководство ВР 369-1 (DM 369-1) устанавливает политику, закрепляет обязанности и определяет цели, задачи и действия, необходимые, чтобы создать и поддержать производительную программу ФСА. С этой целью Ведомственное руководство по ФСА использует процесс и методологию ФСА, включая все его формы. Кроме того, определяет роли и обязанности Бюро рекламаций (и всех прочих служб, бюро и агентств Министерства внутренних дел).

Ведомственное руководство 369-1 (DM 369-1) определяет, кроме того, роли и обязанности Бюро рекламаций (и всех прочих служб, бюро и агентств Министерства внутренних дел).

Это только часть законодательных актов, обязывающих использовать ФСА в системе государственных заказов США.

Так например, в соответствии с Ведомственным руководством Министерства внутренних дел США по Функционально-стоимостному анализу (369 DM 1) строительная программа включает планирование, разработку, конструирование, обслуживание, строительство, внесение изменений или ремонт зданий, сооружений или другой реальной собственности и включает все предварительные концептуальные проектные работы. Сооружения включают, но не ограничиваются зданиями, тротуарами, мостами, дамбами, системами ирригации и водоснабжения, коллекторными системами, системами производства и передачи электроэнергии, инкубаторными станциями, рекреационными установками и установлением стационарного оборудования. "Все проекты более 1,000,000 долл. должны быть подвергнуты исследованию ФСА. Проекты стоимостью от 500,000 до 1,000,000 долл. могут быть исключены из плана проведения ФСА, если определено, что предполагаемая экономия от предложений ФСА экономически не оправдывает применение ФСА и переработку сметы затрат. Кроме того, задачей каждого бюро, отдела должно являться умелое стимулирование подрядчиков, участвующих в программе ФСА, чтобы подрядчики могли разработать для каждого действующего контракта на один миллион долларов (1,000,000 долл.), который они ведут, одну программу с предложениями на основе функционального подхода и принципов ФСА".

Акт утверждения ассигнований на национальную безопасность на текущий бюджетный год в соответствии с государственным законом 104-106 разрешает ассигнования в течение бюджетного года на военные нужды Министерства обороны, на военное строительство и на нужды обороны Министерства энергетики, чтобы усилить персонал в течение этого бюджетного года для Вооруженных сил, чтобы реформировать законы по закупкам и Управление по информационным технологиям правительства США и на другие цели.

Предписано Сенатом и палатой представителей Соединенных Штатов Америки на ассамблее в Конгрессе. Последнее изменение сделано: 06/13/00

В США насчитывается большое количество федеральных организаций, которые в той или иной степени используют ФСА. Одной из таких крупнейших организаций является Инженерный корпус сухопутных сил Министерства обороны США (US Army, Corps of Engineers), который осуществляет различные строительные программы с использованием ФСА как военные, так и гражданские.

Политика ФСА Инженерного корпуса сухопутных сил США (HQUSACE) по программе гражданских работ и по военным программам определяется в соответствии с Актом утверждения ассигнований на национальную безопасность на текущий бюджетный год и соответствующими меморандумами по применению ФСА.

Проведение ФСА должно быть выполнено во всех строительных проектах с текущей сметной стоимостью на работы 2,000,000 долл. и больше и в проектах на поставку, обслуживание и промышленную эксплуатацию с текущей сметной стоимостью на работы, превышающей 1,000,000 долл.. Следует помнить, что проекты Министерства обороны по Программе восстановления окружающей среды подчинены требованиям Административно-бюджетного управления по применению ФСА.

Всем заказчикам и инвесторам Инженерного корпуса должны предлагаться услуги ФСА наряду с возможностью их непосредственного участия при проведении ФСА в составе группы (ИРГ) ФСА..

ФСА - неотъемлемая часть проектного цикла и должен применяться на ранних стадиях работы (обычно при выполнении 35 % работ или завершении разработки концепции проекта). Где используется параметрическая процедура, ФСА следует применять после выполнения приблизительно 10% выполнения проектных работ (после того, как детальная смета затрат станет доступной). Эта подробная смета затрат необходима для правильного выполнения работ по ФСА и удовлетворения обязательств Административно-бюджетного управления .

В соответствии с требованием Циркуляра A-131 Административно-бюджетного управления ежегодно проводится ревизия, чтобы подтвердить точность сообщенной агентством экономии по результатам использования ФСА и оценить адекватность выполнения агентством данного Циркуляра. Отклонения любых индивидуальных предложений ФСА с потенциальной экономией 1 млн. долл. или больше и отклонения многочисленных предложений, чья потенциальная экономия в итоге составляет 1 млн. долл. или больше, должны быть одобрены вышестоящей инстанцией.

Все исследования по ФСА должны завершаться типовым отчетом по ФСА (Value Engineering Report Template), выполненным в соответствии с системой представления информационных данных по ФСА (Value Engineering Data Information System), в качестве одной из частей документации по проведению ФСА.

40-часовое обучение на семинарах-практикумах по ФСА при Инженерном корпусе считается основой углубленной программы по ФСА.

Понятно, что затратные принципы, на которых строилась вся экономика СССР, а затем и политика развала собственных производств не имеют ничего общего с описанными выше государственными подходами.

Усовершенствование и развитие методологии ФСА происходит постоянно. В последнее время в нашей стране возможности ФСА были существенно расширены за счет создания интеллектуальных компьютерных систем, позволяющих с высокой производительностью находить новые качественные идеи по созданию новых или совершенствованию имеющихся продуктов, услуг и технологий, а также для их объективной количественной оценки.

Традиционно Япония следует своим собственным путем. В 1997 году, после внимательного изучения ситуации с проявлением большого внимания к ТРИЗ в мире, институт управления Sanno (Sanno Institute of Management), одна из самых больших школ управления в Японии, начал изучать, а затем и преподавать ТРИЗ.

Sanno с тех пор обучил тысячи студентов (включая некоторое количество по переписке) и взял обязательство осуществить внедрение ТРИЗ в Японии. После направления команды в компанию Ideation International, США и последующего приглашения исполнителей и ученых Ideation International в Японию, Sanno подписал соглашение с Ideation International на закрепление за собой прав единственного представителя компании Ideation по внедрению ТРИЗ образования в Японии и получение в дальнейшем сертификата по методология ТРИЗ. Как мы упомянули выше, компания Ideation International была создана в США российскими специалистами. Борис Злотин широко известен среди специалистов ФСА и ТРИЗ во всех республиках бывшего СССР, как своими публикациями совместно с Аллой Зусман, так и участием в обучении сотрудников различных предприятий и оказании консультационной помощи в решении задач. Сегодня значительное количество коммерческих представителей Sanno реализуют различные уровни образования по ТРИЗ.

К.т.н. А.М. Кузьмин

Другие публикации