Центр Креативных Технологий

Кому нужна ТРИЗ

Кому и зачем нужна ТРИЗ

Если исходить из того, как охотно сегодня различные тренинговые компании и консультанты включают ТРИЗ в программы своих семинаров и тренингов, можно предположить, что ТРИЗ нужна всем или, по крайней мере, очень многом.

Стоит напомнить, что ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, созданная Г.С. Альтшуллером, которая сформировалась в 70-80-х годах прошлого столетия. С тех пор ТРИЗ существует в практически неизменном своем виде. В те годы ТРИЗ действительно увлекались многие инженеры и конструкторы, в чем безусловная заслуга ее автора, сумевшего "заразить" своим энтузиазмом многих инженеров, ставших впоследствии приверженцами ТРИЗ. Как утверждал ее автор, ТРИЗ - прикладная наука, требующая постоянного практического использования. Именно процесс ее изучения и практического освоения для определенного круга инженеров с творческим складом ума был в то время действительно увлекательным занятием.

Но с тех пор прошло более 20 лет. За это время в нашей стране изменились приоритеты и ценности. Предприятия, где создавалась наукоемкая продукция и где трудились когда-то энтузиасты ТРИЗ, совсем уже не те. Иные в годы бурных реформ благополучно закончили свое существование, а те, что остались, являются жалкой тенью былого величия. Там дорабатывают свой век пенсионеры, а нынешнюю молодежь, воспитанную на совершенно других ценностях, туда не тянет. Преемственность знаний оказалась разорванной. Теперь, если и задумываться о возвращении этим предприятиям былого статуса и конкурентоспособности во всех смыслах этого понятия, то начинать придется практически с нуля. Короче, там сейчас не до ТРИЗ. Конечно, на это можно возразить: ведь что-то мы еще разрабатываем и производим. Может быть. Но, "потребителями" ТРИЗ являются не предприятия, а конкретные специалисты этих предприятий, и которые, по всей видимости, в настоящий момент в ТРИЗ не нуждаются. Об этом говорит тот факт, что за последние два десятилетия в ТРИЗ ничего нового не появилось. А ведь именно специалисты технологических предприятий раньше являлись активными участниками процесса распространения и развития ТРИЗ. Об отсутствии сегодня "питательной среды" для ТРИЗ достаточно убедительно свидетельствует недавно предпринятая неудачная попытка одной серьезной компании собрать семинар по ТРИЗ для предприятий, аттестованных на соответствие системе международных стандартов качества. Приглашение на такой семинар отклика у них не получило.

Тогда возникает вопрос: для кого стараются упомянутые выше тренинговые компании и новоявленные ТРИЗ-консультанты? Где и как они находят своих клиентов? По всей видимости, стараются они исключительно для самих себя. Искусственно формируется спрос на мало кому понятную сегодня, но имеющую раскрученный брэнд методику, которая к тому же, как нельзя лучше отвечает нынешним призывам властей к инновациям. При этом не важно, что обучать ТРИЗ некому и некого. Важно, что есть возможность на этом заработать. Заполучить клиентов удается за счет распространения мифа о том, что прибывший на предприятие ТРИЗ-консультант, по ходу тренинга сможет чудесным образом решить любые задачи этого предприятия. И это, очевидно, срабатывает. В чудеса у нас верят охотно, и до халявы желающих всегда хватает.

Особо следует подчеркнуть, что настоящих специалистов, глубоко разбирающихся в ТРИЗ, а тем более преподавателей, и раньше было немного. А кто же проводит тренинги сегодня? Скорее всего те, кто прочитал пару книг по ТРИЗ и решил, что теперь на этом можно и заработать.

И все же, нужна ли кому-то сегодня ТРИЗ? Чтобы ответить на этот вопрос, можно вспомнить, что ТРИЗ это, прежде всего, особый способ творческого мышления. При этом, как в прошлом, так и сейчас, ТРИЗ не являлась инструментом, предназначенным только для практика-изобретателя. Так, например, огромная аудитория любителей произведений детективного жанра не состоит исключительно из практикующих сыщиков. Подобные произведения являются для читателя пищей для ума и фантазий. Точно также, ТРИЗ в большинстве случаев является такой же пищей для ума инженера, удовлетворяющей его творческие потребности. Здесь также следует сказать, что в реальной инженерной работе настоящие изобретательские задачи возникают достаточно редко. Основную часть времени в деятельности инженера составляет рутина, связанная с повседневной работой над технической, технологической и конструкторской документацией. И в этой ситуации ТРИЗ как нельзя лучше способна удовлетворить творческий голод инженера.

Таким образом, ТРИЗ для большинства ее приверженцев является не инструментом, применяемым в повседневной изобретательской практике, а всего лишь возможностью интеллектуально развлечься. ТРИЗ позволяет постоянно соприкасаться с техническим творчеством самого высокого изобретательского уровня. Именно обилие изобретательских задач и примеров, приведенных в книгах Г.С. Альтшуллера о ТРИЗ, и новые на то авремя подходы к анализу их решения делали ТРИЗ столь привлекательной для творчески продвинутых конструкторов и инженеров.

Подведем итог в вопрсе "Кому нужна сегодня ТРИЗ?".

ТРИЗ в первую очередь является средством интеллектуального развития и развлечения для людей склонных к техническому творчеству, в том числе и поводом для творческого общения, и только во вторую очередь инструментом для поиска идей решения реальных изобретательских задач. В этом отношении для ТРИЗ и сегодня можно найти своего потребителя. Только нужно правильно ее позиционировать - без обмана и рекламных уловок.

А. Барышников. 04.2008

Другие публикации