Центр Креативных Технологий

Функционально-стоимостный анализ ФСА

Функционально-стоимостный анализ ФСА

Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.

Классический ФСА имеет три англоязычных названия-синонима – Value Engineering, Value Management, Value Analysis. Не следует путать метод ФСА, как это имеет место у некоторых авторов, с методом ABC (Activity Based Costing).

Задачи и цели ФСА

Функционально-стоимостный анализ – методология непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.

Здесь приведены основные термины и определения, используемые в ФСА.

Основоположники идеи ФСА

Майлс

Лоуренс Д. Майлс (США)

1947 г. – организация в компании "Дженерал электрик" группы по созданию нового метода.
1949 г. – первая публикация о методе.

Соболев

Соболев Юрий Михайлович (Россия)

1948 г. – первый успех в применении метода поэлементного анализа на Пермском телефонном заводе.
1949 г. – первая заявка на изобретение, в основе которого лежал новый метод.

Основные идеи ФСА

  • Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования.
  • Потребитель стремится сократить свои затраты.
  • Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.
  • Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя.

ФСА как практическая составляющая системы менеджмента качества

Система ФСА полностью соответствует 8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов семейства ИСО 9000.

Основные принципы менеджмента качества по ИСО 9000 Основные принципы ФСА
1. Ориентация на потребителей.
Организации зависят от своих потребителей, поэтому они должны знать и понимать их потребности, которые существуют в настоящий момент, а также могут возникнуть в будущем, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
1. Ориентация на потребителей.
Методология ФСА занимается совершенствованием потребительной стоимости продукции – главным показателем степени ее соответствия запросам и ожиданиям потребителя.
2. Роль руководства.
Руководители добиваются единства целей и направлений развития организации. Они должны создавать внутреннюю среду организации, которая позволяет сотрудникам быть в полной мере вовлеченными в достижение целей организации.
2. Роль руководства.
Общее руководство организацией и проведением ФСА принадлежат высшему руководству предприятия.
3. Вовлечение сотрудников.
Сотрудники всех уровней составляют основу каждой организации, их полное вовлечение дает возможность организации использовать их способности с максимальной выгодой.
3. Вовлечение сотрудников.
На предприятии организуется многоуровневое обучение персонала в области ФСА, осуществляется популяризация метода.
4. Подход как к процессу.
Желаемый результат достигается наиболее эффективным способом, когда соответствующими видами деятельности и необходимыми для нее ресурсами руководят и управляют как процессом.
4. Подход как к процессу.
Функционально-стоимостный анализ рассматривается как непрерывный процесс совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур.
5. Системный подход к менеджменту.
Идентификация взаимосвязанных процессов, их понимание, руководство и управление ими как единой системой способствует результативности и эффективности деятельности организации при достижении ею своих целей.
5. Системный подход к менеджменту.
Функционально-стоимостный анализ представляет собой систему взаимоувязанных организационных мер и методических средств, направленных на непрерывное совершенствование, как продукции, так и самого предприятия.
6. Постоянное улучшение.
Неизменной целью организации является непрерывное улучшение всей ее деятельности.
6. Постоянное улучшение.
Организация и проведение работ по ФСА на предприятии являются постоянным видом деятельности и строятся на основе внедренной на предприятии нормативно-технической документации.
7. Принятие решений, основанное на фактах.
Эффективные решения базируются на анализе данных и информации.
7. Принятие решений, основанное на фактах.
Функционально-стоимостный анализ базируется на современных методах и средствах анализа, поиска и принятия решений.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики зависят друг от друга. Если их отношения способствуют взаимной выгоде обеих сторон, то их способность создавать ценности повышается.
8. Системный и комплексный подход к проведению исследований.
Функционально-стоимостный анализ в своих исследованиях применяет системный и комплексный подходы.

ФСА в маркетинге

Использование ФСА при проведении маркетинговых исследований существенным образом повышает достоверность полученных результатов. Методология ФСА позволяет определять наиболее объективный показатель конкурентоспособности продукции – соотношение цены и качества, и сопоставлять его с показателями конкурентов.

Методические основы ФСА

ФСА – системное рассмотрение функций совершенствуемых объектов и затрат на получение этих функций.

Основным критерием совершенства (конкурентоспособности) объекта с позиции ФСА является его потребительная стоимость, определяемая соотношением полезности (качества) и цены.

Методы и средства ФСА

  1. Методы описания и анализа функций.
  2. Методы анализа затрат.
  3. Методы оценки потребительной стоимости.
  4. Методы постановки, решения задач и оценки решений, наиболее совершенными из которых являются:

Зарубежные сайты

Выпуски "Интеллект-Клуба", посвященные ФСА

Публикации

  1. Е. А. Кузьмина, А.М. Кузьмин. Функционально-стоимостный анализ. Концепции и перспективы. Журнал "Методы менеджмента качества", N 8, 2002 г.
  2. Е. А. Кузьмина, А.М. Кузьмин. Функционально-стоимостный анализ. Экскурс в историю. Журнал "Методы менеджмента качества", N 7, 2002 г.
  3. Кузьмин А.М. История возникновения, развития и использования метода развертывания функции качества. Журнал "Методы менеджмента качества", N 1-2, 2002 г.
  4. Барышников А.А., Кузьмин А.М., Кузьмина Е.А. Функциональный анализ: выявление, определение и классификация функций. Журнал "Машиностроитель", N 9, 2001 г.
  5. Барышников А.А., Кузьмин А.М. Формы применения функционально-стоимостного анализа. Журнал "Машиностроитель", N 6, 2001 г.
  6. Барышников А.А., Кузьмин А.М. История возникновения и развития функционально-стоимостного анализа. Журнал "Машиностроитель", N 1, 2001 г.
  7. Кузьмин А.М. Создание конкурентоспособных продуктов на основе метода ФСА и интеллектуальных компьютерных технологий. Первая международная конференция "О перспективах применения асинхронных тяговых приводов для подвижного состава городского электрического транспорта в Российской Федерации (тезисы докладов, г. Москва, 14 - 15 июня 2000 г.). М.: Интерэлектро, 2000.
  8. Барышников А.А., Кузьмин А.М. Функционально-стоимостный анализ как инструмент подъема и развития российской экономики. Журнал "Машиностроитель", N 11, 2000 г.
  9. Барышников А.А., Кузьмин А.М. Повышение эффективности системы качества предприятия на основе применения функционально-стоимостного анализа и теории решения изобретательских задач. TQM-XXI, выпуск 4, 2000 г.