Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания
используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую
часть системы менеджмента качества,
наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.
Классический ФСА имеет три англоязычных названия-синонима Value Engineering, Value Management, Value Analysis.
Не следует путать метод ФСА, как это имеет место у некоторых авторов, с методом ABC (Activity Based Costing).
Задачи и цели ФСА
Функционально-стоимостный анализ методология непрерывного
совершенствования продукции, производственных технологий,
организационных структур. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских
свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.
Здесь приведены основные термины и определения,
используемые в ФСА.
Основоположники идеи ФСА
Лоуренс Д. Майлс (США)
1947 г. организация в компании "Дженерал электрик" группы по созданию нового метода.
1949 г. первая публикация о методе.
|
Соболев Юрий Михайлович (Россия)
1948 г. первый успех в применении метода поэлементного анализа на Пермском телефонном заводе.
1949 г. первая заявка на изобретение, в основе которого лежал новый метод.
|
Основные идеи ФСА
- Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования.
- Потребитель стремится сократить свои затраты.
- Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.
- Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя.
ФСА как практическая составляющая системы менеджмента качества
Система ФСА полностью соответствует
8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов
семейства ИСО 9000.
Основные принципы менеджмента качества по ИСО 9000
|
Основные принципы ФСА
|
1. Ориентация на потребителей.
Организации зависят от своих потребителей, поэтому они должны знать и
понимать их потребности, которые существуют в настоящий момент, а
также могут возникнуть в будущем, выполнять их требования и
стремиться превзойти их ожидания.
|
1. Ориентация на потребителей.
Методология ФСА занимается совершенствованием
потребительной стоимости продукции главным показателем степени ее
соответствия запросам и ожиданиям потребителя.
|
2. Роль руководства.
Руководители добиваются единства целей и направлений развития
организации. Они должны создавать внутреннюю среду организации,
которая позволяет сотрудникам быть в полной мере вовлеченными в
достижение целей организации.
|
2. Роль руководства.
Общее руководство организацией и проведением ФСА принадлежат высшему
руководству предприятия.
|
3. Вовлечение сотрудников.
Сотрудники всех уровней составляют основу каждой организации, их
полное вовлечение дает возможность организации использовать их
способности с максимальной выгодой.
|
3. Вовлечение сотрудников.
На предприятии организуется многоуровневое обучение персонала в области ФСА,
осуществляется популяризация метода.
|
4. Подход как к процессу.
Желаемый результат достигается наиболее эффективным способом, когда
соответствующими видами деятельности и необходимыми для нее
ресурсами руководят и управляют как процессом.
|
4. Подход как к процессу.
Функционально-стоимостный анализ рассматривается как непрерывный процесс
совершенствования продукции, производственных технологий,
организационных структур.
|
5. Системный подход к менеджменту.
Идентификация взаимосвязанных процессов, их понимание, руководство и
управление ими как единой системой способствует результативности и
эффективности деятельности организации при достижении ею своих
целей.
|
5. Системный подход к менеджменту.
Функционально-стоимостный анализ представляет собой систему взаимоувязанных
организационных мер и методических средств, направленных на непрерывное совершенствование,
как продукции, так и самого предприятия.
|
6. Постоянное улучшение.
Неизменной целью организации является непрерывное улучшение всей ее деятельности.
|
6. Постоянное улучшение.
Организация и проведение работ по ФСА на предприятии являются постоянным видом
деятельности и строятся на основе внедренной на предприятии
нормативно-технической документации.
|
7. Принятие решений, основанное на фактах.
Эффективные решения базируются на анализе данных и информации.
|
7. Принятие решений, основанное на фактах.
Функционально-стоимостный анализ базируется на современных методах и средствах
анализа, поиска и принятия решений.
|
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики зависят друг от друга. Если их отношения
способствуют взаимной выгоде обеих сторон, то их способность создавать ценности повышается.
|
8. Системный и комплексный подход к проведению исследований.
Функционально-стоимостный анализ в своих исследованиях применяет системный и комплексный подходы.
|
ФСА в маркетинге
Использование ФСА при проведении маркетинговых исследований существенным
образом повышает достоверность полученных результатов. Методология ФСА позволяет определять
наиболее объективный показатель конкурентоспособности продукции соотношение
цены и качества, и сопоставлять его с показателями конкурентов.
Методические основы ФСА
ФСА системное рассмотрение функций совершенствуемых объектов и
затрат на получение этих функций.
Основным критерием совершенства (конкурентоспособности) объекта с
позиции ФСА является его потребительная стоимость, определяемая
соотношением полезности (качества) и цены.
Методы и средства ФСА
- Методы описания и анализа функций.
- Методы анализа затрат.
- Методы оценки потребительной стоимости.
- Методы постановки, решения задач и оценки решений, наиболее совершенными из которых являются:
Зарубежные сайты
Выпуски "Интеллект-Клуба", посвященные ФСА
Публикации
- Е. А. Кузьмина, А.М. Кузьмин. Функционально-стоимостный анализ. Концепции и перспективы. Журнал "Методы менеджмента качества", N 8, 2002 г.
- Е. А. Кузьмина, А.М. Кузьмин. Функционально-стоимостный анализ. Экскурс в историю. Журнал "Методы менеджмента качества", N 7, 2002 г.
- Кузьмин А.М. История возникновения, развития и использования метода развертывания функции качества. Журнал "Методы менеджмента качества", N 1-2, 2002 г.
- Барышников А.А., Кузьмин А.М., Кузьмина Е.А. Функциональный анализ: выявление, определение и классификация функций. Журнал "Машиностроитель", N 9, 2001 г.
- Барышников А.А., Кузьмин А.М. Формы применения функционально-стоимостного анализа. Журнал "Машиностроитель", N 6, 2001 г.
- Барышников А.А., Кузьмин А.М. История возникновения и развития функционально-стоимостного анализа. Журнал "Машиностроитель", N 1, 2001 г.
- Кузьмин А.М. Создание конкурентоспособных продуктов на основе
метода ФСА и интеллектуальных компьютерных технологий.
Первая международная конференция "О перспективах применения
асинхронных тяговых приводов для подвижного состава городского
электрического транспорта в Российской Федерации (тезисы докладов,
г. Москва, 14 - 15 июня 2000 г.). М.: Интерэлектро, 2000.
- Барышников А.А., Кузьмин А.М. Функционально-стоимостный анализ как инструмент подъема и развития
российской экономики.
Журнал "Машиностроитель", N 11, 2000 г.
- Барышников А.А., Кузьмин А.М. Повышение эффективности системы качества предприятия на основе применения
функционально-стоимостного анализа и теории решения изобретательских
задач. TQM-XXI, выпуск 4, 2000 г.
|
Обратная связь
Поиск по сайту
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов.
Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих
материалов должно согласовываться с авторами материалов.
© 1999-2024 www.inventech.ru
Москва
|